Статьи о 3D
Игорь Дауров, 2016-2020г.
«2D кино (обычное плоское кино) — это прекрасно, это устоявшееся искусство, но мы не должны всё сравнивать с ним, так как 2D при 24 к/с и 3D при 120 к/с — это совершенно разные формы кинематографа».
Вместо предисловия.
Книга: "3D-кино от съёмки до экрана. Практическое руководство", © И.Г. Дауров
В 1895 году появился Кинематограф. Он сразу стал новым видом искусства? Нет, не стал. Долгое время высший свет, творческая «богема» того периода, критики, люди искусства не без презрения называли зародившийся Синематограф не иначе как «балаган для нищих», «царство теней» и т.д., т.е. ничего не видели в нём, кроме дешёвого аттракциона для публики с сомнительными вкусами…Читать далее...
В.Г. Комар |
|
© автор статьи: И.Г. Дауров
Памяти выдающегося русского учёного - создателя системы голографического кино В.Г. Комара (1913 – 2014).
Представьте себе: вы включаете свою домашнюю настенную телевизионную панель, и пространство вашей комнаты заполняет объёмное изображение – точно такое, как вы видите в окружающем реальном мире и это трёхмерное изображение видно без всяких очков и приспособлений – легко и свободно. При этом вы можете рассмотреть интересующий вас объект с разных сторон, даже увидеть то, что скрыто за рассматриваемыми вами предметами, или подойти вплотную к персонажу и он от этого не станет менее реальным, напротив – чувство реальности захлестнёт ваши эмоции… Как говорится – «Звёздные войны» с их голо-проекцией по «межгалактической голографической связи» отдыхают! Фантастика? – скажете вы. И ошибётесь, ибо уже сегодня всё это возможно и теоретически и практически. Но как?
Вначале нам нужно хорошо разобраться: так что же такое «голография» и «голографическое кино или телевидение»? Дословно термин, «голография» пришедший к нам из Древней Греции, означает «полная запись». В современной науке голография – это набор технических и технологических принципов, устройств, благодаря которым мы получили возможность создать точную волновую световую копию любого известного нам объекта природы. Т.е. методами голографии мы как бы «фиксируем свет в пространстве и времени» и сохраняем т.о. изображение любого объекта, от которого может отразиться свет – в виде его точной волновой световой копии. Эта копия ничем не отличается от оптических свойств самого объекта, т.е. воспринимается не только нашим зрением как реальный объект, а даже физическими приборами регистрируется как реальный оптический объект.
Дело в том, что, к примеру, всем доступная фотография – это совсем не «полная запись» того, что мы хотим запечатлеть. Обычная фотография, вне зависимости от способа её получения, может зафиксировать и сохранить для нас лишь очень малую часть информации, поступающей в объектив камеры от объекта съёмки. Фотокамера или кинокамера записывают на плёнку или цифровой регистратор лишь амплитуду световой волны, потеряв при этом практически всё, чем обладал снимаемый объект в реальной жизни – объём, пространственность, телесность, эффект оглядывания итогового предмета на снимке с разных сторон… А голография способна зафиксировать не только амплитуду световой волны, но и её фазу. Именно это потом нам и позволяет увидеть на голографическом снимке предмет таким, каким он и является в реальности – истинно объёмным и на 100% реалистичным.Читать далее...
Я не футуролог, но что мне мешает поразмышлять о будущем? Человека всегда интересовали три основные вопроса - откуда взялся этот мир, кто, собственно, я сам и что будет после. Природа наделила человека тремя основными инстинктами, которые запрограммировали нас на поиск ответов: инстинкт самосохранения, пищевой инстинкт, инстинкт размножения. Если человеку что-то угрожает, ему не до еды и не до секса. Если человеку ничто не угрожает, он будет думать о пище, если нам ничто не угрожает и мы не голодны, включается желание размножиться. Это доказанные учёными и никем не оспариваемые факты. Следовательно, человек хотел бы всегда быть в полной безопасности, не зависеть от внешнего мира в плане пищи, а также вечно жить... Достигнет ли он хоть чего-то через 100 лет?
Что имел человек 100 лет назад, о чём мечтал в плане развития, что предполагал? Электричество и электродвигатель были, радио было, кинематограф был, двигатель внутреннего сгорания был, самолёты тоже уже были... Т.е. многое из того, что мы сегодня имеем 100 лет назад уже было изобретено, мы лишь усовершенствовали эти технологии, расщепили и подчинили себе мирный атом, создали реактивный двигатель, полетели на околоземную орбиту, разместили на ней сотни спутников, запустили спутники за пределы Солнечной системы, изобрели средство доставки кино в каждый дом - телевидение, изобрели средство доставки информации и обмен ею в реальном времени - интернет. Разумеется, продвинулись в медицине - антибиотики и более продвинутые операционные вмешательства, но в целом здесь прогресс меньше, чем мог бы быть, ибо большинству населения планеты высокотехнологичная медицина недоступна... Но решили ли мы три главные проблемы? Нет.
Читать далее...
Экспериментальные работы по созданию систем съёмки и проекции 3D кино (или как тогда этот вид кинематографа называли во всём мире - стереокино) в СССР шли ещё в 1920-e 1930-е годы. Но с середины 30-х годов основные и целенаправленные исследования в этой области в Советском Союзе, в отличие от всех других стран, велись уже на серьёзной научной основе, системно - во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) - г. Москва. В 1935 году инженер С.П. Иванов запатентовал систему безочкового 3D кино: «Растровая безочковая стереопроекция». Тогда в СССР была создана уникальная технология, аналогов которой не было нигде в мире. К концу 1940-х годов в СССР на практике было реализовано 7 различных систем стереоскопического (3D) кинематографа, начиная с системы Н.Д. Анощенко, созданной ещё в 1930-е годы. Эти системы отличались между собой как по способу съёмки, так и по способу проекции. Но во всех этих системах вплоть до 1963 года для съёмки 3D фильмов использовали существовавшие уже в кинопроизводстве стандартные плёночные 35-мм кинокамеры. С 1940 по 1991 год в СССР было снято около 60 фильмов в полноценном формате 3D.
1. В 1941 году, 4 февраля в г. Москве в кинотеатре "Москва", что располагался некогда на площади Маяковского, состоялось событие мирового уровня, событие - сенсация. Впервые в истории мирового кино зрители в СССР могли видеть триумф отечественных технологий объёмного (3Д) кино, когда на специальном киноэкране без всяких очков можно было видеть объёмное изображение! Что представлял из себя этот "чудо-экран"?. Советские специалисты разработали так называемый светопоглощающий растрово-щелевой автостереоскопический киноэкран, представлявший собой 6-ти тонную инженерную конструкцию в виде растрового поля из тончайших металлических проволочек, натянутых особым образом на специальную раму, позади которой располагался обычный киноэкран. Вся конструкция называлась "светополгощающий перспективно-растровый киноэкран" (на оригинальном фото справа). 17 раз в день демонстрировался 3D кинофильм "Концерт", у которого есть и второе название "Земля молодости". Зал вмещал 400 человек, а экран был размером 3х5 метра. Финальная часть кинофильма была не только в объёме, как и весь фильм, но ещё и в цвете, отчего эмоциональное воздействие на зрителя было ошеломительным. Уникальная картина была снята советскими кинематографистами при участии учёных Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), г. Москва. Автор этого опередившего своё время проекта - выдающийся советский учёный и кинорежиссёр - Александр Николаевич Андриевский (1899-1983), он работал над этой идеей в тесном контакте с изобретателем уникального киноэкрана, позволяющего видеть 3Д эффект без всяких очков - Семёном Павловичем Ивановым (1906-1972). За три месяца это чудо смогли увидеть более полумиллиона зрителей. Так впервые в мире в СССР в 1941 году был открыт регулярный показ 3D кинофильмов, да ещё и по безочковой технологии. Нет повода для гордости?
Ранее в Советском Союзе в течение ряда лет демонстрировались стереофильмы, снятые нашими студиями. В первый период съёмочно-проекционная техника строилась по принципу однообъективного аппарата с зеркальной базисной насадкой, применялась 35-мм пленка с нестандартным шагом перфорации 19 мм. В 1952 г. эта система была заменена другой системой, основанной на применении стандартной 35-мм пленки с вертикальной стереопарой, с полным форматом каждого кадра стереопары, с двухобъективной оптикой и комплектом призменных базисных насадок. Стереофильмы, снятые такой техникой, имели высокое качество как по цветофотографическим показателям, так и по стереоэффекту. Было снято десять стереофильмов, с успехом прошедших по стереокинотеатрам страны. Единственный, но существенный недостаток системы - необходимость двойного протягивания «плёнки в киносъёмочном, звукозаписывающем и кинопроекционном аппаратах — затруднял широкое распространение стереокинематографа.
Данный материал не может быть опубликован полностью или частями без письменного согласия самого автора, передан третьим лицам и использован в качестве обучающего, кроме самого автора
Оригинал данной статьи опубликован в журнале "Мир техники кино" №28, 2013 год, а также в Сборнике Докладов пятой Международной научно-технической конференции «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе и других областях" г. Москва, 2013 год.
В последнее время из уст некоторых продюсеров и даже режиссёров можно было слышать, что 3D кино себя изживает, что это временное явление и что ничего нового в плане языка оно не привносит в кинематограф как таковой. Конечно, это глубокое заблуждение. Развитие кинематографа как искусства мы наблюдаем постоянно, с момента его возникновения и по настоящее время. Кино за более чем столетний период своего существования, постоянно и революционно обновляло арсенал изобразительно-выразительных средств, находилось в поиске и освоении новых пластических форм, нового языка. Развитие кинематографа как искусства всегда было тесно и непосредственно связано с внедрением новых технологий, с научно-техническим прогрессом. И кинематограф как никакой другой вид искусства жёстко увязан в своём развитии с технологиями.
Но почти всегда новые технологии вначале их освоения проявляли себя не более чем аттракцион, как что-то «механическое» и даже «чужеродное». Вспомним, как уже признанный в своё время всеми гений немого кино - Чарльз Спенсер Чаплин вначале яростно не признавал появление звука в кино. Но позже, спустя десятилетие, он всё же пояснил, что отрицал не сам звук, а его крайне низкое техническое качество, которое на первоначальном этапе той технологии не позволяло творцу владеть этим средством на должном уровне. И поначалу получалась какая-то пародия на звучание, а инженерам и творцам потребовалось определённое время, чтобы технологии стали новым понятным и удобным, а главное - неотъемлемым выразительным средством кино. Ведь сегодня никому и в голову не приходит утверждать, что кино - искусством не является! А ведь на заре своего становления мало кто в «балагане для нищих» - как тогда презрительно нарекла синематограф «творческая богема», смог увидеть будущего «великого немого», потом звукового, цветного и объёмного кино как мощного и самого стремительно развивающегося из всех известных человечеству искусств.Читать далее...