Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Инновационные технологии 3D кино и голографии в России

Большинство простых граждан, да и как не странно - большинство профессиональных кинематографистов России ничего или почти ничего не знают о том, что сделано в СССР и России в плане передовых технологий кинематографа, имеющих мировое значение и главное - кем, когда и как.

Экспериментальные работы по созданию систем съёмки и проекции 3D кино (или как тогда этот вид кинематографа называли во всём мире - стереокино) в СССР шли ещё в 1920-e 1930-е годы. Но с середины 30-х годов основные и целенаправленные исследования в этой области в Советском Союзе, в отличие от всех других стран, велись уже на серьёзной научной основе, системно - во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) - г. Москва. В 1935 году инженер С.П. Иванов запатентовал систему безочкового 3D кино: «Растровая безочковая стереопроекция». Тогда в СССР была создана уникальная технология, аналогов которой не было нигде в мире. К концу 1940-х годов в СССР на практике было реализовано 7 различных систем стереоскопического (3D) кинематографа, начиная с системы Н.Д. Анощенко, созданной ещё в 1930-е годы. Эти системы отличались между собой как по способу съёмки, так и по способу проекции. Но во всех этих системах вплоть до 1963 года для съёмки 3D фильмов использовали существовавшие уже в кинопроизводстве стандартные плёночные 35-мм кинокамеры. С 1940 по 1991 год в СССР было снято около 60 фильмов в полноценном формате 3D.

1. В 1941 году, 4 февраля в г. Москве в кинотеатре "Москва", что располагался некогда на площади Маяковского, состоялось событие мирового уровня, событие - сенсация. Впервые в истории мирового кино зрители в СССР могли видеть триумф отечественных технологий объёмного (3Д) кино, когда на специальном киноэкране без всяких очков можно было видеть объёмное изображение! Что представлял из себя этот "чудо-экран"?. Советские специалисты разработали так называемый светопоглощающий растрово-щелевой автостереоскопический киноэкран, представлявший собой 6-ти тонную инженерную конструкцию в виде растрового поля из тончайших металлических проволочек, натянутых особым образом на специальную раму, позади которой располагался обычный киноэкран. Вся конструкция называлась "светополгощающий перспективно-растровый киноэкран" (на оригинальном фото справа). 17 раз в день демонстрировался 3D кинофильм "Концерт", у которого есть и второе название "Земля молодости". Зал вмещал 400 человек, а экран был размером 3х5 метра. Финальная часть кинофильма была не только в объёме, как и весь фильм, но ещё и в цвете, отчего эмоциональное воздействие на зрителя было ошеломительным. Уникальная картина была снята советскими кинематографистами при участии учёных Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), г. Москва.  Автор этого опередившего своё время проекта - выдающийся советский учёный и кинорежиссёр - Александр Николаевич Андриевский (1899-1983), он работал над этой идеей в тесном контакте с изобретателем уникального киноэкрана, позволяющего видеть 3Д эффект без всяких очков - Семёном Павловичем Ивановым (1906-1972). За  три месяца это чудо смогли увидеть более полумиллиона зрителей. Так впервые в мире в СССР в 1941 году был открыт регулярный показ 3D кинофильмов, да ещё и по безочковой технологии. Нет повода для гордости?

Кстати, когда к расчётам и моделированию конструкции растрового экрана подключился Александр Николаевич Андриевский (1899-1983) - а он с большим трудом ушёл "из органов", чтобы реализовать свою мечту - снимать объёмное кино, дело пошло семимильными шагами, ведь А. Андриевский был грамотным математиком и прекрасно знал физику. Система стереокино приобрела математические расчёты и формулы, впервые в мире под разработками в сфере объёмного кино была подведена серьёзная научная основа. Александр Андриевский стал выдающимся режиссёром советских стереофильмов, в которых он показал всю мощь и новизну изобразительно-выразительных средств стереокино, его стереоскопические фильмы ("Концерт", "Робинзон Крузо", "Парад аттракционов", "Замурованные в стекле") были самыми кассовыми и эти картины с яркими стереоэффектами любили зрители и с удовольствием их смотрели на экранах стереокинотеатров в СССР вплоть до 1991 года. 

Сам же "Растровый стереоэкран" обеспечивал образование так называемых зон "избирательного видения" левого и правого изображений стереопары, эти зоны веерообразно расходились из общего центра в горизонтальной плоскости на уровне глаз зрителей в кинозале. Это обеспечивал специальный светопоглощающий перспективный растр, установленный в сложной конструкции перед экраном. Позже, после ВОВ, те же учёные разработали новый растровый экран - светосильный, линзово-растровый с перспективным растром 3х5 метров. В 1970 году на всемирной ЭКСПО в Осака (Япония) этот вид стереокино и экран произвели настоящий фурор и шок у всех, кто посетил безочковое стереокино в советским кинопавильоне, которых там у СССР было сразу три и во всех демонстрировали новейшие технологии кино, аналогов которых в мире не существовало. Вариоскопическое кино, безочковое стереокино и стереокино по системе "Стерео-70". Вот что мы профукали вместе со страной... Это там, на этой выставке Грэм Фергюсон (основатель IMAX) получил ценные советы от инженеров НИКФИ по превращению своего кинозрелища в IMAX 3D, а после и посетил лично НИКФИ, где канадцам предоставили новейшие советские 3D камеры в институт кино Канады для изучения...
[cut]
Вторая мировая война прервала поиски советских учёных, но сразу после её завершения победой Советского Союза над нацистской Германией в 1945 году, НИКФИ, режиссёры и инженеры возобновили свои поиски по усовершенствованию системы Российского объёмного кино.
Во всём этом имеет место быть интересный момент и редкое в мире авторства технологий совпадение фамилий учёных, занимавшихся параллельно одной и той же проблемой - вопросами безочкового показа 3D фильмов (стереокино). Один из однофамильцев - Семён Павлович Иванов, именно он в творческом и техническом содружестве с учёным и режиссёром Александром Андриевским и создали первый такой эксперимент - светопоглощающий проволочный растровый стереоэкран. А чуть позже сам С.П. Иванов изобретёт технологию фотомеханического изготовления линзовых растров для кино и фотографии. С.П. Иванов на технологии растровых стереоэкранов разного вида получил патенты СССР, Англии, Франции, Италии и очень высокую в то время награду - Государственную премию СССР в 1941 году.

В целом же работами по созданию светопоглощающих растровых экранов и линзо-растровых в СССР (в институте НИКФИ) руководил однофамилец С.П. Иванова - учёный - Иванов Борис Тимофеевич (1906-1995). С Ивановым С.П. они не только учёные, занимающиеся одной проблемой, но и ровесники, родились оба в 1906 году, но Б. Т. Иванов в НИКФИ пришёл на три года раньше, чем С.П. Иванов (1906-1972). С.П. Иванов - непосредственный изобретатель растровых экранов то уходил из НИКФИ на киностудии "Союздетфильм" и "Стереокино", чтобы вместе с выдающимся учёным и талантливейшим кинорежиссёром Александром Андриевским, у которого был особый и редкий для мира 3D кино дар "стереоскопического видения", снимать первые советские 3D фильмы, начиная с 1940-х годов, то снова возвращался в НИКФИ. Именно лучшие советские 3D фильмы раннего периода и сняты Александром Андриевским (достаточно вспомнить новаторский и актуальный по зрелищности и эффекту погружения и сегодня 3D фильм-ревью "Парад аттракционов" (1970 г.), которым открывали все новые 3D кинотеатры в СССР.

2. В мае 1947 года в Москве, напротив Большого театра, был открыт новый специализированный кинотеатр "Стереокино" (стерео - в переводе с латинского "объёмный", "телесный", термин "стереокино", использовался изначально в мире как обозначение объёмного кино, сегодня понятия "3Д" или "3D" кино и стереоскопическое кино - тождественны). Советские киноинженеры разработали и установили в кинозале этого кинотеатра  принципиально новый светосильный линзо-растровый автостереоскопический экран Иванова-Андриевского, который был в 15 раз легче предыдущего - проволочного, в 9 раз ярче и состоял из множества вертикальных микро-линз в форме перспективного растра. Экран также позволял зрителям видеть объёмное изображение без всяких очков. По данной безочковой технологии кинопоказа 3D кино, с перспективными или плоско-параллельными линзо-растровыми киноэкранами в СССР вплоть до конца 1970-х годов работало несколько 3D (стерео) кинотеатров. К слову сказать, что к подобному решению многие западные производители 3D телевизоров с линзовым растром для безочкового наблюдения 3D, придут лишь в 21 веке, по-сути скопировав идею советских учёных из середины века 20-го... По данной советской безочковой технологии 3D кино, был показан специально снятый для этого отечественный полнометражный 3D кинофильм "Робинзон Крузо" в СССР в том же 1947 году. Надо сказать, что оба фильма и данная технология позволяла показать зрителю 3D эффект как при помощи очков, так и без них, т.е. была универсальна, чего никогда не было в мире. В 1948 году на специально созданной в СССР 1944 году студии "Стереокино" под руководством Александра Андриевского в нашей стране впервые в мире начинают снимать на регулярной основе стереоскопические (3D фильмы), а затем демонстрировать их зрителям без всяких очков! Выходят такие объёмные картины, как "Карандаш на льду", "Кристаллы", "Солнечный край". Нужно сказать, что в этих работах впервые в мире советские аниматоры применили полноценный 3D эффект к рисованным и кукольным анимационным эпизодам-вставкам (картина "Кристаллы"). Т.е. по-сути советские аниматоры стали первые, кто снял 3D мультфильм - как рисованный, так и кукольный. В данной картине впервые в мире анимация на киноэкране стала как объёмной, так и цветной, и это на 5 лет раньше, чем сделал это в своих работах мультипликатор У. Дисней! Нет повода для гордости?

3. 1963 год, Москва, НИКФИ. Начинается новая эра 3D кино в мире, благодаря ряду выдающихся открытий и работ в сфере объёмного кино в Советском Союзе. Российскими учёными этого кинофотоинститута - А. Болтянским и Н. Овсянниковой была изобретена, запатентована и успешно внедрена в производство самая легендарная и совершенная в мире технология съёмки и проекции 3D кино с применением поляризационных очков при просмотре под названием "Стерео-70". Впервые в мире, благодаря изобретению российских специалистов, у кинематографистов появился удобный, профессиональный инструментарий для полноценной и творческой работы в 3D кино - моноблочная 3D камера (на фото справа) - взамен существовавшим тогда как единственно возможная технология - громоздким и несовершенным двухкамерным системам съёмки 3D кино. Двухкамерная съёмка в 3D кино приводила к ряду серьёзных и непреодолимых технологических трудностей, резко ограничивала творческие возможности при создании 3D фильма. Революционная и самая качественная в мире технология однокамерной съёмки профессионального 3D кино - "Стерео-70", разработанная в СССР российскими учёными была столь совершенна и удачна, что стала на многие десятилетия мировым эталоном и стандартом в съёмке и производстве 3D фильмов. По многим параметрам эта технология остаётся таковой и сегодня, в 2014 году, так как по сей день в мире за пределами России нет подобных аналогов - нет профессиональной моноблочной 3D камеры для съёмки 3D кино. И вновь наши специалисты оказались первые и лучшие в технологиях объёмного кино. С 1963 по 1991 год, пока не прекратил своё существование СССР по данной технологии "Стерео-70" в СССР было снято десятки анимационных, документальных, музыкальных и игровых 3D фильмов. Технология "Стерео-70" была универсальна и позволяла показывать снятые по этой системе 3D фильмы как в привычных нам сегодня очках, так и без них. На линзово-растровом перспективном стереоэкране изобретателя Б.Т. Иванова (однофамилец С.П. Иванова) в нескольких городах СССР вплоть до конца 1970-х годов зрители могли видеть советские 3D фильмы без очков. Триумф Российских технологий безочкового 3D кино был засвидетельствован на ежегодной всемирной выставке "Экспо-70", которая проходила в Японии, в г. Осаке. Там наши специалисты развернули привезённое в Японию из СССР уникальное оборудование, показав тысячам зрителей несколько отечественных 3D фильмов по безочковой технологии. Ни одна страна в мире на этой выставке не представила более 3D показ в любом его виде, сделал это только СССР. Также впервые в мире в СССР по технологии "Стерео-70" был снят первый анимационный 3D фильм "Сувенир" - (1977 год),  с использованием кукольной анимации. Напомню, что первый зарубежный анимационный 3D кинофильм с использованием кукольной анимации был снят американцами лишь в 2009 году - "Coraline 3D", который шёл в Российском прокате под названием "Коралина в Стране кошмаров". А в России это сделали на 32 года раньше! Нет повода гордиться?

Позднее на основе Российской технологии "Стерео-70" Канадскими специалистами будет создан легендарный IMAX 3D. Советские учёные на волне обновления и перемен в СССР в середине 80-х "открылись" всему миру, в надежде на мир, дружбу и взаимное общение, развитие. Канадские специалисты, неоднократно приезжавшие в СССР получили всё, что их интересовало в НИКФИ и в частности - новейшие разработки и технологии 3D кино... Что было после со страной мы все хорошо помним. СССР исчез, произошла крупнейшая в истории человечества геополитическая катастрофа, а наши надежды оказались страшным и подлым обманом со стороны Запада. Но в 1991 году Американская киноакадемия вручила Российскому институту НИКФИ "Оскар", отметив в резюмирующем тексте награды, что "никто в мире не достиг таких выдающихся результатов в технологиях объёмного кино, как советские специалисты", признав таким образом наши разработки в сфере объёмного кино и голографии как лучшие в мире. Но кто помнит и знает об этом сейчас? Горько и обидно, что Российские режиссёры и продюсеры упорно игнорируют свой же уникальный опыт прошлого, никем по сей день в мире не превзойдённый ни по уровню эффективности, ни по уровню самого результата. Кто видел советские 3D фильмы, тот помнит, какой это был праздник для зрителя и какое экранное чудо! Зрелищность советского 3D кино просто потрясала. В зале летали бабочки, по головам зрителей передних рядов прыгали обезьяны, в зал заползали ветки вьющегося плюща, зрители пытались всё это трогать руками, ловить. Дети, взрослые, все выходили из кинозала словно из космического корабля, таково было потрясение от необычности, невероятности и яркости пережитого. В 3D кинотеатры, которые открывались по всей стране в крупных городах, на советские 3D фильмы тогда вот так запросто попасть было очень трудно, билеты раскупались мгновенно...

Здесь надо отметить один значимый факт, точнее обозначить существенную проблему восприятия зрителем современных 3D фильмов. Всем известен так называемый эффект утомляемости зрителя от просмотра 3D кино в существующих ныне современных цифровых кинозалах. У проблемы несколько причин. Я считаю нужным остановиться на одной важной.
 
Во всех системах современного 3D кино (за исключением IMAX 3D, где на каждый ракурс стоит свой независимый цифровой проектор), изображение для левого и правого глаза для просмотра 3D фильма, формируется одним цифровым проектором, т.е. предъявляется зрителю не одновременно, а попеременно - левый, правый кадр, что даже с учётом большой частоты «обновления» (144 Гц), крайне критично для восприятия мозгом левого и правого ракурсов стереопары как единого пространственно-визуального образа. Особенно это критично при любом горизонтальном движении объектов на экране, поперёк оси съёмки. В этом случае даже незначительная, но всё же рассинхронизация объектов правого и левого ракурсов даёт значительную утомляемость восприятия – как следствие нагрузки на мозг зрителя, т.к. такая несинхронность противоречит природной физиологии работы зрительного аппарата человека. Надо сказать, что конкретно этого серьёзного артефакта полностью лишена советская технология съёмки и показа 3D кино «СТЕРЕО-70», которая была разработана в СССР в 1963 году и успешно внедрена в систему массового кинотеатрального показа 3D (стереокино) в СССР, успешно работали десятки кинозалов 3D вплоть до конца 1980-х годов. 

IMAX 3D – это фактически аналог советской системы СТЕРЕО-70, идеи которой и легли в основу канадских инженеров по созданию технологии IMAX 3D, о чём они всегда говорят – своей технологии мы обязаны идеям и помощи советских специалистов, чьи объемные технологии стереокино и голографии были признаны лучшими в мире (премия ОСКАР институту НИКФИ (Москва) за эти технологии в 1991 году). В советской системе 3D кино СТЕРЕО-70, два кадра стереопары сразу и одновременно проецировались на светосильный металлизированный киноэкран через два поляризационных фильтра, установленных перед сдвоенным стерео-объективом кинопроектора. Это стало возможно благодаря применению киноплёнки широкоформатного кинематографа (70 или 65мм), где сразу на горизонтали одного кадра рядом могли размещаться два полноценных ракурса стереоизображения. Площадь каждого ракурса в итоге была даже больше, чем в традиционных системах обычного стандарта 35мм кинематографа, что существенно увеличивало качество итоговой визуализации. Нигде в мире, кроме IMAX, подобной технологии не применялось. И все существующие тогда и даже сегодня, в ХХI веке технологии съёмки и показа 3D кино, заведомо проигрывают советской системе объемного стереокино «СТЕРЕО-70».

4. В 1976 году советские специалисты НИКФИ и других институтов совершили очередной прорыв мирового масштаба. И сделано это было под руководством Виктора Григорьевича Комара (1913-2014), которому в 2013 году исполнилось 100 лет! И снова благодаря советским учёным НИКФИ мир в 1976 году увидел новое чудо - голографический кинематограф. Что это такое? 3D кино или как его ещё называют стереокино имеет ряд серьёзных недостатков, которые не устранимы никакими технологиями его совершенствования. Это неестественная для нашего зрения иллюзия объёма является как бы "обманом" нашего мозга. Объекты в 3D кино невозможно разглядеть со стороны, сверху, а направление взора зрителя не соответствует реальному или мнимому положению предмета, который зритель как бы видит в зрительном зале или за плоскостью киноэкрана, но в действительности - это иллюзия, а реальное изображение на киноэкране остаётся плоским. Голографическое кино устраняет все эти физиологические противоречия восприятия объёма в кино, т.е. в голографическом кино зритель уже видит не иллюзию, а настоящее объёмное изображение предмета - его точную оптическую волновую копию, которая ничем по своим оптическим характеристикам не отличается от реального предмета и существует независимо от того, смотрим мы на это изображение или нет. Объём в голографическом кино может воспринимать даже человек с одним здоровым глазом, как в реальной жизни простым перемещением головы, что невозможно в 3D кино. Кроме того, в голографическом кино зритель получает возможность оглядеть предмет со стороны и даже сверху, снизу - увидеть то, что скрыто за предметом переднего плана, что также невозможно в 3D кино. Это был короткий демонстрационный ролик, снятый специальным способом на голографическую 70-мм киноплёнку, впервые в мире изобретённую в СССР для этих целей. Сам по себе факт существования такой киноплёнки является глобальным прорывом мирового масштаба. Достаточно сказать, что по сей день, в 21 веке никто в мире не смог достичь того, что было сделано советскими учёными. Киноплёнка имела фотографическое разрешение, не поддающееся воображению - 15000 линий на миллиметр поверхности! И это 1976 год - Россия. Нет повода гордиться? Подробнее о голографическом кино в СССР, что это такое и как это было, я написал в статье "Когда мы увидим голографическое кино?"

5. В 1984 году, благодаря изобретениям той же группы российских специалистов профессора В.Г. Комара, мир увидел новое изобретение советских учёных - цветное голографическое кино, которое могли видеть без всяких очков уже десятки зрителей на специальном голографическом киноэкране, а съёмки можно было вести не только в лаборатории - в свете трёх лазеров - синего, красного и зелёного, но и вне студии - при обычном свете. Это вновь был триумф Российских специалистов, чего по сей день в мире повторить не смог никто, хотя такие поиски велись учёными из Франции, США, Канады, Германии, Австралии. Кстати, именно советским учёным мир обязан появлению синего лазера - того самого, возможность создания которого отрицалось зарубежными учёными в принципе. Этот лазер синего спектра когерентного излучения был изобретён в ходе работ по созданию голографического кинематографа как "побочный" продукт. Того самого синего лазера, на основе которого был создан впоследствии стандарт BluRay. Нет повода для гордости?

6. 1993-2014 г.г. учёные Ордена Трудового Красного Знамени ОАО "НИКФИ", в том числе и здравствующий В.Г. Комар разработали ряд уникальных технологий и проектов в сфере объёмного кинематографа. Это и первое в мире голографическое телевидение и первая в мире моноблочная цифровая 3D камера, отвечающая всем современным требованиям профессионального кинематографа и проект первого в мире голографического кинотеатра на 100 зрительских мест... Но кому в нашей стране это нужно? Эти уникальные инновационные и передовые технологии кино и телевидения не нужны стране, бизнесу. Мы скупаем американские технологии, которые на порядки ниже отечественных аналогов. Американцы же при этом ещё нас пытаются всячески унизить и "поставить на место". Почему так? Когда же мы станем уважать себя?

7. В 2009 году автор данной статьи, опираясь на опыт и разработки советского периода технологий объёмного кино, снял свой первый 3D фильм "Прогулки по Ростову-на-Дону". А в 2010 году данный 3D фильм под названием "Walks along Rostov-on-Don" участвовал (единственный от России) в программе конкурса ежегодной престижной международной конференции по объёмному кино в Сан-Франциско (США) и стал Победителем - признан Лучшим из шоу (Best of Show) среди неигровых, из снятых на реальной натуре: http://www.stereoscopic.org/3dcinema/  Это ли не прямое свидетельство полной и триумфальной работоспособности, потенциала Российских разработок, опыта и технологий в сфере объёмного кино, которые на порядки проще, дешевле и эффективнее современных западных аналогов?

PS: СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО 3D КИНО (СТЕРЕОКИНО) - источник: НИКФИ (Москва), http://stereokino.ru/

1925 г. А. Кауфман  начинает работы по применению  стереоскопов для кинематографии.
1926 г. Н. Клемпнер  изобретает и демонстрирует метод 3D-кинематографа (стереокинематографа), основанный на применении цветных  анаглифов.
1932 г. Е. Брюхоненко,  Михайловский, Качкачьян  начинают работы по применению  обтюрационного метода сепарации  изображений и продолжают эти работы до 1936 г.
29 апреля 1935 г. С. Иванов  подает заявку на изобретение  растрового стереоэкран для демонстрирования стерео (3D-кинофильмов).

1936 г. Е. Голдовский и А. Левингтон  разработали систему стерео (3D-кинематографа) с проекцией по  анаглифному субтрактивному  методу. Для проекции использовался  дипофильм, т.е. фильмокопия с двумя эмульсионными слоями, по одному с каждой стороны основы. Один из слоёв являлся носителем левого, а другой - правого изображения. Каждый слой окрашивался в свой цвет. Проекция осуществлялась без светофильтров. Зрители использовали красно-синие (анаглифные) очки.

23 февраля 1936 г. С. Иванов  подает заявку на светосильный растровый экран.
1937г.  С. Иванов   и Н. Филиппов  изготавливают светопоглощающий растровый стереоэкран на стекле размером 110 см х 70 см и осуществляет демонстрацию экспериментального ролика. Под руководством  Б. Иванова  разработан и изготовлен растровый проволочный экран с размерами 2,25 м по ширине и 3 м по высоте.

1939 г. Е. Термецкий  предлагает улучшенную конструкцию растрового стереоэкрана с вибрирующими растровыми решетками. Впервые подобный экран был разработан Э. Ноайоном (Бельгия) в 1928 г. Под руководством  Н. Валюса  сконструирован (конструктор В. Омелин) и изготовлен двухобъективный аппарат для съемки стереофильмов на две плёнки. Лентопротяжный механизм аппарата протягивал две стандартные кинопленки. Размеры и расположение кадра стереопары на пленке соответствовало стандартному кадру обычного фильма (22 мм х 16 мм).

1940 г. Организация первой экспериментальной без очковой стереоскопической проекции на стеклянный светопоглощающий экран размером 110 см х 70 см на киностудии “Союздет-фильм”.
Закончен расчёт и сконструирован первый в мире 3D-экран (стереоэкран) со светопоглощающим растром из проволоки с размерами 3,25 м по ширине и 5 м по высоте. Съемка стереоскопического фильма “Концерт” (режиссер А. Андриевский, оператор Д. Суренский) с кадрами стереопары, размещенными на одной кинопленке. Два кадра стереопары располагались рядом на стандартной 35-мм пленке в пределах стандартного шага кадра, равного четырем перфорациям. Формат изображения - вертикальный. Размер кадра стереопары 11 мм х 18 мм. Оптическая фонограмма была расположена посредине пленки между кадрами стереопары.

Съёмка экспериментального стереофильма “Выходной день в Москве” по двух пленочному методу (режиссер А. Птушко, оператор Н. Ренков).
Съёмка экспериментального цветного стереоскопического ролика (режиссер Николай Экк, оператор Ф. Проворов) двумя спаренными аппаратами ЦКС-1 с общей оптической насадкой, уменьшающей базис. Съемка велась одновременно на шесть пленок, с которых гидротипным способом печатались два фильма, содержащих один - правые, а другой - левые изображения стереопар.

Экспериментальные показы стерео (3D) киноматериалов осуществлялись во Всесоюзном Научно-исследовательском кинофотоинституте НИКФИ и в Доме кино. Проекция велась на алюминированный экран в поляризованном свете. Поляризационные фильтры перед объективами и в зрительских очках изготавливались на основе герапатита (дихроичного кристалла - сернокислого иод-хинина, впервые полученного Герапатом в 1853 г.). Изготавливались эти фильтры в НИКФИ под руководством  Н.А. Валюса  по предложенной им технологии. В Москве, в зале кинохроники кинотеатра “Художественный” начинается публичная демонстрация стереофильма “Выходной день в Москве”. Впоследствии к этому фильму был подклеен цветной ролик, снятый Н. Экком и Ф. Проворовым. Проекция велась двумя синхронно работающими кинопроекторами на недеполяризующий просветный стеклянный экран с матированной поверхностью. Сепарация стереопар осуществлялась по поляроидному методу.

1941 г.  4 февраля - впервые в мире - открытие кинотеатра “Москва” для публичной регулярной демонстрации 3D-кинофильмов (стереофильмов) по безочковому методу. Демонстрировался 3D фильм “Концерт”.


© Игорь Дауров, 21 марта 2014 год. Съёмка и производство 3D фильмов. http://daurov-stereo.ru/