Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Игорь Дауров - Как я начал снимать СТЕРЕОКИНО


Моё знакомство с объёмным стереоскопическим кинематографом произошло в 1979 году, мне было 11 лет и я в Ростове-на-Дону в стерео-кинотеатре «Прибой» (он располагался на набережной), тогда впервые увидел советский стереофильм (3D-фильм) "Парад аттракционов", режиссёр А. Андриевский, оператор Д. Суренский. Это было советское стереокино, или как называют его теперь «3D-кино», этот фильм, как и многие другие советские стереофильмы, был создан по отечественным технологиям объёмного кино, опередившими своё время. Нигде в мире не было и нет по сей день такого кинозрелища, по истине нового вида кино, нового свойства и новых эмоций, которые зритель никогда ранее в кино не испытывал. Технология эта называлась «Стерео-70» и была изобретена в СССР, в институте НИКФИ (г. Москва) в 1963 году учёными А. Болтянским и Н. Овсянниковой.


К сожалению, новое поколение зрителей XXI века не знакомо с тем периодом истории отечественного кино, когда в нашей стране, в СССР создавали именно стереофильмы, строили специализированные стереокинотеатры, потому что обычные залы малопригодны для 3D-кино, особенно современные – с крутым подъёмом амфитеатра зрительских рядов. Но в СССР были свои собственные, на все 100% российские технологии объёмного кино. В то время как американцы, Европа, Япония, продолжали снимать 3D-кино при помощи двух камер, помещённых в сложные и громоздкие зеркальные риги, оставаясь в технологическом плане по-сути на уровне технологий объёмного кино 30-х годов прошлого столетия.

Нужно вспомнить, что когда у нас начались известные процессы 1990-х годов, мы ошалело и оголтело стали в каком-то безумии топтать всё отечественное, не замечать своих явных преимуществ и признанных достижений советского периода, мы тотально бросились на всё западное, привозное, какого бы оно не было сорта и качества… Увы, так было. Надо сказать, что синдром этот в российском кинематографе не преодолён по сей день, наши отечественные кинопроизводители «молятся» на де-факто худшие, несовершенные "западные" технологии стереокино, на основе  двухкамерных зеркальных стерео-ригов (3D Mirror Rig), а на дворе 2021 год. В итоге сегодня зритель отвернулся от такого 3D-кино.

А в СССР ещё в 1963 году была создана первая в мире профессиональная 3D-кинокамера, построенная по принципу: одна камера, одна киноплёнка, один стерео-объектив (линейка стереооптики и базисных насадок к ним). Именно советская технология съёмки объёмного кино (3D-кино) позволила впервые в истории мирового кинематографа сделать качественный прорыв в этом виде кинематографа. Но запад и сегодня по необъяснимым причинам не хочет отказаться от своих не совершенных, губящих изобразительные возможности 3D-кино, технологий "каменного века в стереоскопии", продолжая снимать 3D-кино по самым наихудшим для него технологическим решениям, что безусловно снова и снова дискредитирует это самое 3D-кино в глазах массового зрителя. 

А что же это такое "СТЕРЕОКИНО?" - спросят многие, кто не знаком с этим термином. СТЕРЕОКИНО – это вид кинематографа отличающийся от обычного кино реально ощущаемой трёхмерностью изображения. Стереокино использует то, что не востребовано другими видами кинематографа – природная данность человека – его стереоскопическое зрение. Stereo – с латинского – объёмный, телесный. Сегодня этот вид кино спрятался под термином «3D-films», но это и есть «стереокино», под другим названием. Я буду употреблять и тот и другой термины, так уж вышло, что используют их в профессиональной и научной среде в равной степени.

Что же я увидел в «ПРИБОЕ»? Невиданное, волшебное, непостижимое, невероятное кинозрелище, представшее моему взору в этом СТЕРЕО кинотеатре меня ошеломило, вдавило в кресло, захватило дух с первых кадров объёмных титров, вылетающих прямо на тебя! Привычный экран с его плоским изображением больше не существовал, всё вообще всё, там было необычно и невиданно! По залу вдруг то летали птицы, то всё пространство вместе со зрителями погружалось в водоём, между кресел и над головами плавали диковинные рыбы, с экранного пространства, обращённого в зрительный зал осязаемой правдивостью жизни, вылетали разные предметы циркачей, при этом все зрители как по команде пригибались, словно хотели увернуться от пролетающих у твоей головы предметов, я делал это тоже, так как ощущение реальности происходящего было сверх эмоционально! 

Всё это  произвело на меня грандиозное впечатление, я оказался в другом мире, на другой Планете, имя которой СТЕРЕОКИНО. Восторг от увиденного и от чувств меня заполнивших был таков, что выйдя из зала, я сказал дяде, который туда меня привёл:  - Я хочу снимать такое кино! Я хочу знать - как это делается!

Анаглифное стереофото (смотреть в красно-синих очках!) - кадр из советского стереофильма "Парад аттракционов", 1970 год


Старшее поколение прекрасно помнит этот период и те советские стереофильмы, на которые попасть было порой трудно, этот вид кино в СССР был супер-популярен и любим зрителем. Ещё раз приходится говорить о сожалении, но то, по чему вы можете визуально и эмоционально судить о стереокино (3D-кино) сегодня – современные 3D-фильмы, созданные по американским технологиям (100% 3D-фильмов выходившие на экраны с 2000 года по настоящее время снято по американским технологиям) – мало имеют отношение к тому, что видели на экранах восторженные зрители в СССР и в странах «социалистической направленности», где работали кинозалы по отечественным, российским технологиям. Сегодня 3D-кино по большей части себя дискредитировало, потому что это фейковый кинопродукт, обман зрителя, обусловленный неграмотным кинопроизводством этого вида кинематографа.

Американцы, диктующие сегодня всему миру технологический вектор развития кинематографа как такового, зациклились на двухкамерной технологии съёмки 3D-кино, но они ещё и начали создавать 3D-кино методом компьютерной конвертации из обычного плоского материала, что ещё хуже, чем съёмка стерео двумя камерами... Они и запад в целом не смогли почти за 60 лет существования супер-совершенной и единственной в таком роде советской системы "Стерео-70", ликвидирующей все вопросы и недостатки двухкамерной технологии съёмки стереокино, не смогли понять - как с этой супер простой системой им работать? Как можно снимать кино, не меняя постоянно от кадра к кадру базис съёмки и не производя всякий раз конвергенцию осей съёмок на объекте (в отечественной системе "Стерео-70" она вообще не нужна, как и не нужен дополнительный специалист - стереограф как мешающая "приставка" к кинооператору). 

Ну а отечественные продюсеры, кинорежиссёры, профессиональные сообщества, не смогли "пробить" путь собственной технологии, которая им могла бы дать невероятные конкурентные преимущества, которых у нас де факто сейчас просто нет по определению в кино ни в чём! А здесь - готовое решение, за которое не нужно платить деньги, просить разрешение на использование запатентованных чужих технологий, всё у нас есть, но нашим кинематографистам это почему-то не нужно. Бояться стать "невыездными" в страны, где у них дети, семьи, счета и виллы?

Анаглифное стереофото. Владимир Васильев (смотреть в красно-синих очках!) - кадр из советского стереофильма "Парад аттракционов", 1970 год



Кстати, немногие и профессиональные кинематографисты знают, что стереокино (3D-кино) на регулярной основе начали снимать в СССР с 1939 года, а с 1941 года был открыт первый в мире стереокинотеатр, в котором на регулярной коммерческой основе показывали советские стереофильмы, а эффект объёма зрители могли видеть без всяких очков! Мир «сказочного кинематографа» просто не мог пройти мимо этих технологий, позволяющих дать зрителю пространство и телесность экранного мира. И кинорежиссёр Александр Роу один из первых, кто применил средства стереоскопии в кино как новый инструмент выразительности. В 1949 году он пробует эти отечественные технологии и снимает объёмный кинофильм об Артеке «День чудесных впечатлений». А в 1952 году А. Роу снял стереофильм «Майская ночь или утопленница», да, да – этот фильм известный многим из нас на самом деле снят в 3D! 

Жаль, что политика ГОСФИЛЬМОФОНДА не позволяет современникам увидеть советские стереофильмы сегодня на большом экране, отреставрированные при помощи современных технологий в хорошем качестве. Я уверен, потрясение и нового поколения кинематографистов и простых зрителей было бы огромным, ведь советские стереофильмы использовали стереоскопию как новое выразительное средство, а не как «аттракцион по отжиму денег» у населения…

Анаглиф (смотреть в красно-синих очках), стерео-кадр из советского стереофильма "Ученик лекаря", 1983 год, киностудия им. М. Горького. Режиссёр Борис Рыцарев, кинооператор стереокамеры Андрей Кмриллов. В кадре - Олег Казанчеев в роли Радомира.



А что же давало и может дать встреча кинозрителя с настоящим стереокино? Прежде всего, при грамотно реализованной стереосъёмке – это многократно усиленные эмоции восприятия экранного изображения в сравнение с обычным кинематографом. Это качественно иной психо-эмоциональный отклик у зрителя на то, что может дать кинематограф в принципе. А теперь обо всём подробно. Так почему же именно советские технологии объёмного кино всё это давали зрителю, а сейчас мы этого не видим. И куда делись те самые технологии, за которые мы получили специальный «Оскар» в 1991 году от самих же американцев, признавших наше первенство в этом виде кино?

Анаглиф (смотреть в красно-синих очках), стерео-кадр из советского стереофильма "Ученик лекаря", 1983 год, киностудия им. М. Горького. В кадре - Олег Казанчеев в роли Радомира.



Мне часто задают вопрос: а как, при помощи чего можно смотреть сегодня стереокино или 3D-кино?
Сейчас особых проблем и трудностей с этим не существует. На рынке есть масса уже выпущенных ранее современных 3D-телевизиров, мониторов компьютеров с поддержкой 3D-показа, бытовых, офисных и мультимедийных проекторов с поддержкой 3D-показа. 

Ещё есть доступные по цене, весьма качественные очки виртуальной реальности - по-сути это специально созданный головной шлем-корпус с линзами, в который вставляется ваш смартфон, при помощи него вы уже сможете качественно посмотреть любой 3D-фильм. Аналог такого шлема - "картонка" от гугл: «Google Cardboard», это тот же "шлем", но очень простой и очень дешёвый. Вам останется скачать приложение на смартфон для просмотра стереокино и вы получите свой индивидуальный IMAX 3D.



Не советую смотреть мои и другие 3D-фильмы при помощи доступных, но примитивных красно-синих очков, вы получите большое разочарование от этого древнего и некачественного метода просмотра, который по-хорошему нужно было бы давно запретить, чтобы не дискредитировать стереокино.

НО! Если вы хотите максимально полно раскрыть художественно-изобразительный и эмоциональный замысел по стереоскопии любых моих 3D-фильмов, испытать новые позитивные эмоции от встречи с объёмным кино, вам необходимо смотреть их при помощи мультимедийного бытового или офисного 3D-проектора и электронно-затворных очков, на экране от 2,5 до 3,5 метров по ширине проекции кадра формата 16х9. Это минимально возможный размер экрана. При этом вы должны располагаться от центра такого экрана не ближе, чем 4-5 метров. Помещение должно быть на 100% затемнено, это важно. Желательно, чтобы экран обрамлялся чёрной тканью – бархатом или аналогичным, глубоко-чёрным матовым покрытием, это повысит контраст восприятия. 

Данные фильмы создавались из расчёта восприятия стереоэффекта на большом экране, от 2,5 метров по ширине и до 10 метров, в случае с кинотеатральным 3D-показом, как это было в кинокомплексе БОЛЬШОЙ в г. Ростове-на-Дону в 2013 году, где шёл в прокате мой 3D-фильм "Прогулки по Ростову".

Друзья, полный текст статьи "Как я начал снимать стереокино", можно скачать в PDF по ссылке. https://disk.yandex.ru/d/5DpLx8iOokKX2Q