Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Технические и технологические принципы "Стерео-70"

Технические и технологические принципы "Стерео-70"
Н.А. Овсянникова, А.Е. Слабова

   
Данная статья выдающихся советских специалистов – учёных НИКФИ (Москва) в сфере объёмного (стереоскопического) кинематографа впервые опубликована в журнале «Техника кино и телевидения», 1975, №3. Система стереоскопического (3D) кино «Стерео-70» стала эталоном стандарта мирового 3D кино на многие десятилетия, остаётся непревзойдённой и по настоящее время. В 1991 году советским специалистам Научно-исследовательского кино-фото института (НИКФИ) Американская киноакадемия «Оскар» вручила награду – как признание выдающихся успехов российских специалистов в сфере объёмного кинематографа, в том числе и системы «Стерео-70».
Из личного архива И.Г. Даурова. На данном сайте и в сети интернет материал статьи 1975 года публикуется впервые - в 2014 году и предоставляется в оригинальном виде, без изменений и правок. Любые цитаты, ссылки - запрещены без указания сайта источника www.daurov-stereo.ru


Система стереоскопического кинематографа «Стерео70» включает комплект киносъёмочной аппаратуры, оснащение для кинопроекции, таблицы для определения стереопараметров съёмки и рекомендации по получению правильного и эффектного стереокиноизображения. По этой системе киностудия «Мосфильм» сняла фильмы «Нет и да», «Таинственный монах», «Русские этюды, «Вашу лапу, медведь», а киностудия имени М. Горького — «Парад  аттракционов». Эти фильмы показаны в СССР, Японии и ГДР. В настоящее время в крупных городах страны ведутся работы по оборудованию нескольких кинотеатров для показа по системе «Стерео-70».

Ранее в Советском Союзе в течение ряда лет демонстрировались стереофильмы, снятые нашими студиями. В первый период съёмочно-проекционная техника строилась по принципу однообъективного аппарата с зеркальной базисной насадкой, применялась 35-мм пленка с нестандартным шагом перфорации 19 мм. В 1952 г. эта система была заменена другой системой, основанной на применении стандартной 35-мм пленки с вертикальной стереопарой, с полным форматом каждого кадра стереопары, с двухобъективной оптикой и комплектом призменных базисных насадок. Стереофильмы, снятые такой техникой, имели высокое качество как по цветофотографическим показателям, так и по стереоэффекту. Было снято десять стереофильмов, с успехом прошедших по стереокинотеатрам страны. Единственный, но существенный недостаток системы - необходимость двойного протягивания «плёнки в киносъёмочном, звукозаписывающем и кинопроекционном аппаратах — затруднял широкое распространение стереокинематографа.



С появлением широкой 70-мм плёнки стало возможным размещение двух полных кадров стереопары рядом. В системе «Стерео-70» стереопара (рис. 1) — горизонтальная, оба кадра занимают площадь одного широкоформатного «плоского» кадра. Это позволяет использовать имеющееся технологическое оборудование во всем процессе кинопроизводства и проекции без изменения.

При разработке системы «Стерео-70» использованы опыт прежних работ по комплектации аппаратуры стереооптикой, и сама оптика, съёмочные и проекционные объективы, методики расчёта призменных базисных насадок. Сохранён и принцип получения и воспроизведения пространственного киноизображения, уточнены и дополнены применительно к новой стерео-технике рекомендации по стереосъёмке.


Рассмотрим последовательность получения пространственного киноизображения, начиная от двухобъективной съемки и кончая бинокулярным рассматриванием экранной стереопары зрителем кинотеатра. В схеме стереосъёмки (рис. 2) можно выделить следующие параметры: В - базис съёмки - расстояние между центрами левого и правого объективов; F - фокусное расстояние объективов;

Lр - дистанция рампы — расстояние от аппарата до плоскости рампы. (Плоскость рампы в пространстве, охватываемом объективами, параллельна плоскости плёнки и линии базиса съёмки). На рисунке О - срединная точка плоскости рампы; М - точка предрампового пространства; Q - точка зарампового пространства; С - условная точка бесконечности. Соответственно на двух кадрах стереопары будут получены пары точек: О1, и О2, (центры кадров), М1 и М2,  Q1 и Q2,  C1 и C2 (см. рис. 2,а).


Если левый и правый кадры наложить один на другой так, чтобы их центры и рамки совместились, то точки О1 и О2 совпадут, точки М1 и М2 разместятся на одной горизонтальной
прямой на расстоянии Pm, точки Q1 и Q2 - на расстоянии Pq, точки С1 и С2 - на расстоянии P∞. Это смещение одноименных точек называется горизонтальным параллаксом, величина
и знак которого зависят от глубинного положения точки относительно плоскости рампы и аппарата, а также от параметров съемочной оптики В и F.


Применение при съёмке базисной призменной насадки для увеличения или уменьшения съёмочного базиса сохраняет принципиальную схему стерео-съёмки (см. схему рис. 2, б). При проекции (рис. 3) увеличенные кадры стереопары на экране накладываются один на другой так, что совмещаются кадровые рамки и все точки объектов, расположенных при съёмке в плоскости рампы. Контуры объектов, находящихся ближе или дальше плоскости рампы, проецируются на экран со смещением, с параллаксом соответствующей величины и знака. Таким образом, пространственно плоскость экрана соответствует плоскости рампы при съёмке.

При наблюдении сепарированных изображений стереопары, т.е. при раздельном наблюдении левым и правым глазом соответственно левого и правого изображений, зритель воспринимает

кажущуюся пространственную картину (рис. 4.).


В схеме проекции и наблюдения (см. рис. 3 и 4) следует выделить следующие параметры: К— коэффициент проекционного увеличения, определяемый шириной экрана Аэ, и кадра Ак на плёнке: 
К=Аэ/Ак                             (1)  
Lз — расстояние от зрителя до экрана; Вз - базис глаз зрителя; Рэ — параллакс точки на экране; D — кажущееся расстояние от зрителя до пространственного изображения точки. 

Пространственное положение наблюдаемой точки зависит от величины и знака параллакса, при этом знак определяет положение точки за или экраном, а величина — расстояние от него.

D=Lз  Вз/(Вз-Рэ)                 (2)

Очевидно, что когда D = Lз плоскости экрана соответствует р = 0. Выходящему в зал изображению при D <  Lз соответствует отрицательный параллакс (p<0), уменьшающий видимое расстояние от зрителя до изображения. Пределы изменения отрицательного параллакса теоретически ограничиваются шириной экрана. Практически в зависимости от характера  выходящего в зал объекта параллакс не должен превышать      [1 — 5] базисов глаз Вз, что определяется возможностью зрительного аппарата человека на разрыв аккомодации  и конвергенции.


Для объектов, уходящих за экран, при D ≥ Lз, параллакс положителен; видимое расстояние увеличивается. Пределы изменения
положительного параллакса - от нуля, что соответствует пространственному положению точки в плоскости экрана, до P∞
= Bз, когда зрительные оси наблюдателя параллельны и объект воспринимается как бы находящимся в «бесконечности». 

Величина P∞, принята за основную постоянную — лимит параллакса на экране. Очевидно, что предел параллакса на плёнке будет равен:
P∞пл=Рэ/К=Вз/К              (3)

Рассматривание изображения при  Рэ > Вз   вызывает дивергенцию зрительных осей. Небольшая дивергенция не препятствует стереонаблюдению и может быть допущена; за предел допустимой дивергенции принят угол расхождения зрит осей до 1˚. Строго говоря, стереофильм должен сниматься для заданного размера экрана. Практически это нереально, поскольку стереокинозалы имеют разные размеры экранов: линзово-растровые — 4x 3 м; алюминированные – шириной до 8 м. Это значит, что для кадров системы «Стерео-70» коэффициент проекционного увеличения может приобретать значения от 175 до 350.

Учитывая размеры экранов во вновь оборудованных кинозалах и условия наиболее полного глубинного воспроизведения стереокиноизображения, для съёмки стереофильмов по системе
«Стерео-70» предел параллакса бесконечности приняли равным 0,3 мм (Р∞ = 0,3), что соответствует средней шифоне экрана 5 м.


 Очевидно, что пространственное изображение определяется не одними параллаксами. В первую очередь оно зависит от привычных для зрителя «монокулярных»
факторов: общего вида самого объекта, его размеров, перспективы в картине и т.д. Параллакс подтверждает смысловое пространственное размещение объектов в
изображении, их объёмность.


В стереокинозале у зрителя возникает новое чувство — ощущение трёхмерности воспринимаемой картины (стереопсис). Стереопсис вызывается неодинаковостью ретинных изображений, т. е.
на сетчатках глаз возбуждаются их диспаратные точки. Как и всякое физиологическое явление, стереопсис поддается строгой математической оценке, но
основанием для возникающего пространственного образа служат два кадра стереопары, рассматриваемые каждым глазом зрителя, и их числовые характеристики.


Основные характеристики стереокинопары и
их зависимость от условий съёмки


Геометрия воспринимаемого объемного изображения (его размеры, форма и пространственное расположение) зависит от характеристик стереокинопары, предъявляемой зрителю на
экране.


Полное совпадение геометрии изображения и снимаемого объекта — тождество стереомодели и объекта по геометрическим параметрам — обеспечивает ортоскопическое изображение. Практически изображение отличается от объекта по размерам (изображение, как правило, крупнее объект, т. е. масштаб его больше единицы), по перспективе (не
соответствует данному зрительскому месту), по специфической параллактической характеристике, т. е. по величинам параллаксов  в закономерности их нарастания с изменением расстояния до наблюдаемой точки.

Две первые характеристики стереокино-изображения (масштабная М и перспективная θ) определяются соотношением фокусного расстояния съёмочного объектива, расстоянием до объекта съёмки, увеличением при проекции и положением зрителя относительно экрана в зале кинотеатра. Масштаб изображения на экране определяется из выражения:
М=F/(Lp ) K=Lo/Lp           (4)
Где Lo = FK - «основная» дистанция рампы объекты которой воспроизводятся на экране в натуральную величину, т. е. М = 1. 
Перспективная характеристика (коэффициент передачи глубины) θ зависит от соотношения положения зрителя относительно экрана в зале кинотеатра и от «основной» дистанции рампы примененного съёмочного объектива:
θ = Lз/Lo                         (5)

Для стереоизображения θ характеризует степень «сжатия» (Lз<Lo) или «растяжения» (Lз>Lo) глубины в изображении. В системе «Стерео-70» различный характер передачи глубины снимаемого пространства определяется набором съёмочных объективов различных фокусных расстояний: короткофокусные объективы позволяют получить подчеркнутую, усиленную глубину (θ ≥ 2), телеобъективы — ослабленную (θ≈0,3), остальные — нормальную (θ≈1).


Параллактическая характеристика изображения специфична для двухобъективной киносъемки и определяется в первую очередь базисом съёмки Вс, а также фокусным расстоянием
съёмочного объектива и расстояниями в снимаемом пространстве. Следует различать два вида стереосъёмки: съёмка в пропорциональных пространственных соотношениях
и съёмка с гипертрофией.


Съёмка в пропорциональных пространственных соотношениях обеспечивает воспроизведение объёмности и расстояний по глубине подобно снимаемым. Для всех расстояний от плоскости
рампы до бесконечности получаемые параллаксы на выходят за предел P∞, и тем самым исключается возможность дивергенции. Такая съёмка не вносит никаких ограничений по глубине
снимаемой сцены. Параметры съёмки рассчитываются из зависимости


BF = LpP∞                       (6)

Величина параллакса на плёнке точки, находившейся при съёмке на расстоянии Lс  от аппарата, определяется по формуле
           Pпл =  (P∞ (Lc-Lp))/Lc                           (7)
Цель съёмки с гипертрофией — усиление стереоскопичности изображения за счёт увеличения значений параллаксов по сравнению с (7). Для изменения глубинной характеристики (при неизменных Lр и F) величина базиса съёмки увеличивается в Н раз по сравнению с расчётной (6): 
Вн = HB

Параметры этой съёмки связаны зависимостью: BнF = Hp∞Lр    (8) 
Величины параллаксов на пленке будут соответственно определяться выражением 
Pпл = (Hp∞ (Lc-Lp))/Lc                                     (9) 
При съёмке с гипертрофией удаленные точки получают параллакс, превышающий предел Р∞ в Н раз. Увеличение значений параллаксов для удаленных объектов влечет за собой требование об ограничении глубины снимаемой сцены. Задача «ослабления» глубинной характеристики решается применением съемочного базиса меньше расчётного (6). 
Для съёмки одной сцены могут быть применены различные сочетания параметров съемки (8), что позволяет при воспроизведении получать разный характер пространственной картины, т. е. позволяет «управлять» стереоэффектом. В подготовку к съёмке входят предварительные расчёты стереопараметров. По выбранным масштабу изображения и, следовательно, дистанции рампы Lр, и по желаемой перспективной характеристике, т. е. по фокусному расстоянию F, определяют  базис съёмки. Для этого пользуются формулами (6) и (8). В случае съёмок с гипертрофией, т. е. для Н > 1, определяют еще и допустимое расстояние до дальнего плана Lд, которому соответствует принятый предел Р∞. Оно тем меньше, чем выше коэффициент гипертрофии: 
Lд = Lp H/(H-1)         (10) 

С учётом взаимосвязи параметров съёмки составлены операторские таблицы. Некоторые из них приведены на рис. 5, а, б и в. По таблицам следует выбирать наиболее выгодные параметры для съёмки каждого кадра стереофильма. Таблицы систематизированы по признаку крупности снимаемого плана, по размеру основного объекта кадра, помещаемого в плоскость рампы. Для наглядности
таблицы сопровождаются рисунком, показывающим заполнение кадра объектом (актёром) и числовыми показателями: m — масштаб изображения на экране относительно объекта в натуре, Hk– размер снимаемого кадра в плоскости рампы по высоте. В таблицах указаны параметры аппарата F и В для разных съемочных расстояний, причём Lбл и Lд  являются предельными значениями, ограничивающими зону съёмки по глубине. Степень «стереоскопичности» изображения при таком сочетании параметров определяется словесно: «нормально», «сильно», «очень
сильно», «умеренно», «слабо».


Таблицы применяют как в подготовительный период при разработке данных для съёмки каждого кадра, так и во время самих съёмок. Поправки или изменения выбранных величин могут быть
сделаны непосредственно на съёмочной площадке с помощью этих же таблиц. 

Аппаратура для стереокиносъёмки


Для стереокиносъёмки по системе «Стерео-70» применяются серийные киносъемочные широкоформатные аппараты, в которых заменяются объектив, кадровая рамка и лупа. В эксплуатации
находятся стереокиносъёмочные аппараты четырех типов: 70СК-Д (рис. 6), изготовлен на базе отечественного серийного аппарата 70СК (штативный аппарат с
дисковым обтюратором); 1КСШРУ-Д (рис. 7), изготовлен на базе аппарата 1КСШРУ (ручной киносъёмочный аппарат с зеркальным обтюратором); 1СШН-Д (рис. 8), изготовлен на
базе натурного аппарата «Берёзка» (штативный с зеркальным обтюратором); 70КСК-Д — изготовлен на базе 70-мм скоростного киносъемочного аппарата 70КСК.



Основным специфическим элементом стереокиносъёмочного аппарата является стереообъектив, состоящий из двух идентичных съёмочных объективов, установленных в одном корпусе, так, что их оси параллельны и лежат в одной горизонтальной плоскости. Межцентровое расстояние объективов близко к расстоянию между центрами кадров стереопары. Для осуществления конвергенции осей на точку рампы предусмотрена возможность изменения межцентрового расстояния объективов от 24,4 до 26,4 мм. Управление парой объективов по фокусированию и диафрагмированию одновременное. На оправах объективов устанавливаются призменные насадки, увеличивающие или уменьшающие базис съёмки. Кадровая рамка имеет два окна, соответствующие размерам стереопары на негативе фильма. На аппаратах установлены бинокулярные лупы, обеспечивающие стереоскопическое наблюдение кадров. На матовом стекле стереолупы нанесены границы кадров стереопары, центральные перекрестия левого и правого кадров и дальномерные метки (рис. 9).


Аппараты снабжены набором стерео-оптики, позволяющей производить съёмку практически любых кадров стереофильма — от очень крупных до самых общих. В таблице приведён перечень
возможных сочетаний фокус — базис, имеющихся в комплектах аппаратов.


Съёмка стереофильма по системе «Степео-70» никак не связана с методом сепарации при проекции. С негатива стереофильма обычным способом получают 70-мм копии (см. рис. 1, а) для демонстрирования в стереокинотеатрах, либо с линзово-растровым экраном с показом по безочковому методу, либо с алюминированным экраном с демонстрированием в поляризованном свете по очковому методу. 70-мм копии стереофильма имеют четыре магнитные дорожки для шестиканальной записи (см. рис. 1). Стереофоническое озвучивание является элементом, подчеркивающим пространственное изображение.


70-мм негатив стереофильма, снятого по системе «Стерео-70», позволяет получать «плоскую» копию фильма. Для этого применяют копировальный аппарат оптической печати КШ0-70-35С,
разработанный НИКФИ и установленный на киностудии «Мосфильм».  На аппарате  производится печать стандартной 35-мм копии с одной стороны негатива левой или правой). Для проекции стереофильмов используется кинопроекционный аппарат КП-15 или КП-ЗО, в котором вместо обычного проекционного объектива установлена «стереоприставка» — двухобъективное  устройство (рис. 10). Проекционные оптические приставки выполнены в двух вариантах. В приставке ПС-1, предназначенной для проекции в поляризованном свете, перед объективами установлены поляроидные фильтры с соответствующей ориентацией.

Объективы имеют межосевое расстояние, равное базису стереопары на плёнке, изменяющееся в небольших пределах (от 25,0 до 26,4 мм), что необходимо для совмещения проецируемых кадров стереопары на экране. Приставка  используется с объективами, имеющими фокусное расстояние 65, 80, 85, 90 мм. В приставке ПС-2, предназначенной для проекции на линзово-растровый экран, объективы установлены с межосевым  расстоянием 110 мм, соответствующим базису зон  стереовидения. Приставка рассчитана для объективов с фокусным расстоянием 150, 160, 170 мм. Приставки обоих типов имеют регулировки взаимного фокусирования горизонтального и вертикального параллаксов.


Рекомендации
по построению пространственного кадра


Теоретические исследования и опыт, накопленный научными и творческими работниками в процессе съёмок ряда стереофильмов, позволяют сформулировать некоторые рекомендации. Для зрителя  стерео-кинотеатра пространственным ориентиром является положение экрана (его рамки) в зале. Пространственное изображение воспринимается зрителем относительно плоскости экрана так, как будто оно либо находится в плоскости экрана, либо уходит в бесконечность, либо выходит вперёд, в зал, в предэкранное пространство. В процессе съёмки плоскость рампы делит пространство соответственно на зарамповое и предрамповое, что при воспроизведении соответствует заэкранному и предэкранному пространству. При построении кадра в первую очередь следует учитывать, что плоскость рампы (плоскость экрана) и близлежащая к ней зона являются наиболее легко воспринимаемыми бинокулярно и, следовательно, наиболее выгодными для передачи объёма. Поэтому сюжетно-важные объекты кадра следует помещать вблизи рампы. При съёмке целесообразно в каждом кадре помещать в плоскости рампы (в краю кадра) какой-нибудь статический объект, зримо увязывающий пространственную обстановку снимаемой сцены с пространством кинозала. В этом случае всё действие пространственно расположится относительно данного объекта и при проекции будет восприниматься перед экраном или за экраном.


Зарамповое пространство воспринимается зрителем как пространство за рамкой экрана или за окном. При съёмке в пропорциональных пространственных соотношениях оно может заполняться без
каких-либо ограничений. При съёмке с гипертрофией глубину сцены, попадающую в кадр, следует ограничить расстоянием Lд, во избежание получения больших значений параллаксов, превышающих их предел.


Предрамповое (предэкранное) пространство для зрителя располагается как бы в воздухе перед окном экрана. По этой причине оно, естественно, не имеет «земли». Объекты,
выводимые в зал, обрезаются рамкой экрана, при этом, если обрезаются пол (земля), фигура актера, ножки стола и т.п., то создаётся неестественное представление внутризального пространства – «выход в зал» не воспринимается из-за «отжимающего» действия рамки экрана.  Лучше воспринимаются предметы, «выход» которых в зал оправдывается смысловым движением: вылетающие птицы, торчащий сук, брошенный мяч, протянутая веревка, люстра, подвешенная на невидимом проводе, вытянутая рука и т. п. Снимать такие объекты целесообразно длиннофокусной оптикой с фокусным расстоянием 80 и 300 мм (хотя не исключено использование и более короткофокусной оптики) при соответствующем подборе базиса по таблицам (см. рис. 5). Желательно иметь Н > 1 и отметку «сильный». В случаях, когда объект движется на аппарат или аппарат наезжает на объект, эффект «выхода в зал» подчеркивается, если увеличить частоту съёмки и тем самым позволить зрителю дольше рассматривать изображение.


При «выводе» в зал объектов (особенно крупных), касающихся или обрезаемых рамкой кадра (экрана), следует края такого объекта сильно притемнять, а сюжетно важную часть объекта
располагать ближе к центру кадра и нормально высвечивать.


Построение стереокадра отличается от компоновки плоского кинокадра. Если в обычном монокулярном (однообъективном) кино для передачи пространства (объёма) и достижения необходимой пластичности пользуются в основном оптической перспективой, светотенью и тональностью, то в стереокино добавляют бинокулярный фактор ощутимую трёхмерность изображения. Именно такой фактор при съёмке стереофильмов позволяет компоновать кадры иначе, чем в обычном кино, иногда даже вопреки установившимся правилам и практике построения пространства на плоскости.


Наибольший эффект стереоскопии получается в случае насыщения внутрикадрового пространства (особенно по глубине) объектами, дробными по объёмности. Крупные, монолитные
объёмы менее выразительны. Особенно важен тщательный выбор точки съёмки и положения плоскости рампы. Наиболее интересны точки съёмки, при которых детали объекта располагаются по глубине не только в зарамповом, но и в предрамповом пространстве. При стереосъёмке значительно уменьшается опасность загромождения кадра множеством деталей. Ниже приведены основные рекомендации для съёмки наиболее распространенных объектов.


Пейзаж и натурные объекты.
Пейзаж всегда выгоден для пространственного воспроизведения. Богатство деталей, фактурные особенности природы и её естественная многоплановость значительно подчеркиваются и выигрывают в стерео-передаче. В этом случае при выборе точки съёмки рекомендуется учитывать, что наличие первопланового объекта в кадре — дерево, ветка, камень и т. п.— усиливает и подчёркивает глубину и пространство пейзажа в большей степени, нежели в плоском варианте.


При съемке пейзажа без людей возможно применение больших съемочных базисов (до 100— 110 мм). То же можно сказать о съёмке и других натурных объектов: улицы, дома, транспорт, цех
завода, интерьер комнаты или зала и т. п. Набор оптики стерео-киносъемочных аппаратов включает большие базисы (до 110 мм) для съёмки удаленных объектов, однако использование насадок с большими базисами при съёмках общих планов с людьми или хорошо знакомыми предметами на переднем плане может вызывать эффект «миниатюрности», при котором изображение  на стереоэкране воспринимается как макет, а не действительный предмет.


Декорациии. Наиболее полно стереоскопический метод может быть использован при съёмках в декорациях,  когда специальная планировки декорационных построек и соответствующее размещение в них объектов способствуют максимальному выявлению на экране эффекта стереоскопии.


Рекомендуется игровую часть пространства заполнять конструктивными и мебельно-реквизиторскими деталями с тем, чтобы они служили пространственными ориентирами по всей сцене.
Располагать предметы следует по так называемым опорным плоскостям.

Понятие опорных плоскостей специфично дли стереоскопической съёмки. Приращение параллакса, зависящее от удаления или приближения объекта, происходит дискретно — на равные значения, определяемые разрешающей способностью системы. Расстояния, соответствующие каждому следующему значению параллакса, определяют положения опорных плоскостей в снимаемом пространстве. Они могут быть рассчитаны из выражения 
Lоп = Lp  HN/(HN-n)            (11)
где N — число раздельно передаваемых заэкранных планов, зависящее от разрешающей способности системы R и предела параллакса P∞ - N=RP∞; n – порядковый номер опорной плоскости, причём для заэкранного пространства берётся знак «минус», для предэкранного – «плюс»; H – коэффициент гипертрофии.Очевидно, что чем выше значение H, тем гуще сеть опорных плоскостей и тем подробнее параллактическая характеристика. На рис. 11 показаны схемы размещения опорных плоскостей для H=1 и H=2. 

Фактуры.
Сильно выраженные (грубые) фактуры декораций (необработанный камень, грубая штукатурка, кирпичная или каменная кладка с глубокими швами, пористые покрытия,
травяной покров, кора дерева, драпировочные ткани) или костюмов актёров (меха, грубая ткань и т.д.) характеризуются тем, что их поверхность составлена из множества
мелких плоскостей и объемных деталей, что чрезвычайно выигрышно в стереовидении. Хорошо также использовать блестящие поверхности, которые воспринимаются эффектно. При постройке декораций, подборе реквизита, мебели, пошиве костюмов целесообразно использовать материалы с ярко выраженной фактурой.

Вcё сказанное в не меньшей степени относится и к натуре но в этом случае оператор связан с реальным освещением и не всегда может использовать свет для выявления фактуры.


Актёр. Основным объектом съёмки в игровом фильме является актёр, действующий в предложенной обстановке, поэтому все рекомендации по пространственному построению кадра остаются верными и для актёрских мизансцен, но выбор мизансцен и определение стереопараметров должны быть более строгими, так как воспроизведение на стереоэкране человека как
объекта наиболее чувствительно  к искажениям, что нежелательно, за исключением тех случаев, когда умышленное искажение является творческой задачей.


Язык кинематографа достаточно выразителен: стоит нам услышать слова «крупный план», «средний план», «общий план» — и перед глазами встаёт изображение: в первом случае — портрет, лицо
и плечи актёра; во втором — один, два человека или группа людей (видны подробности костюма, жесты и движения  актёров); в третьем — большое пространство, улица, поле или зал, а в нём люди как часть этой обстановки. Для стереоскопического изображения разных по крупности планов, разных по масштабам сцен требуются и разные параметры стереосъемки.


Из формулы (6) следует, что для съёмки крупного плана, когда актёр находится вблизи съёмочного аппарата, т. е. Lр  мало, требуются малые базисы съёмки. Для усиления стереоэффекта без заметных искажений базис можно увеличить по сравнению с расчётным в полтора-два раза и более (для длиннофокусных объективов); для расчётов по формуле (8) при объективах с фокусным расстоянием 40 и 50 мм следует величину Н выбирать в пределах 1,5 — 2 (в отдельных случаях до 3), а для длиннофокусных объективов с фокусным расстоянием 80 мм — Н-3 — 5, для съёмки деталей — до 8 — 12. Применение объективов с фокусным расстоянием 300 мм (В=105) также возможно, несмотря на высокое значение H. Для съёмки крупных планов используются базисные насадки с В=15 — 37 мм, имеющиеся в комплекте названных аппаратов.


Средние планы, при съёмке которых актёр находится на расстоянии нескольких метров от аппарата (Lр=5 — 12 м), дают хорошие результаты по стереоскопичности, если эти планы сняты в пропорциональных пространственных соотношениях или с небольшой гипертрофией порядка 1,3 — 1,7, т. е. с базисами съёмки от 37 до 55 мм.


На общих планах с людьми введение гипертрофии нежелательно, такие съёмки производятся оптикой с базисами 60 — 80 мм.


Съёмка с движения. Все виды движения аппарата, особенно наезды и отъезды, для стереопередачи очень выгодны. Перемещение аппарата приводит к тому, что изменяется расстояние от
аппарата до каждого объекта.


При наездах объекты из заэкранного пространства через рампу переходят в предэкранное пространство, при этом изменяются величина и знак параллакса, а также крупность плана.
Очевидно, что в этом случае можно легко нарушить установленные пределы по стереопараметрам. Поэтому следует заранее выбрать траекторию движения аппарата и разместить снимаемые объекты таким образом, чтобы не нарушить естественность восприятия.


При съёмке с движения можно в соответствии с перемещением аппарата (или актёра) менять установку стереопараметров аппарата — величину базиса насадки или гипертрофию. Хорошие результаты даёт параллельный проезд за актёром или каким-либо другим объектом, движущимся в направлении движения камеры. В этом случае актёр или другой объект сохраняют примерно одинаковое пространственное положение в кадре, а остальные переднеплановые и фоновые объекты перемещаются относительно него.


При съёмке панорам особое внимание следует обращать на скорость панорамирования при горизонтальном движении аппарата, т. е. в направлении формирования параллаксов. Быстрая
панорама приводит не только к эффекту стробоскопа, но и разрушает стереоэффект в изображении. Допустимая скорость панорамирования должна быть примерно в 1,5 —
2 раза меньше, чем в обычном кинематографе.


Монтаж стереофильма. В монтаже стереофильма следует учитывать два специфических требования:


1) длина планов, в особенности со специальными эффектами («выход» в зал, движение на зрителя и от него, нагромождение объектов в кадре и т.п.), должна быть увеличена в 1,5 — 2
раза по сравнению с длиной плана в плоском кино. Увеличенное время демонстрирования стереоизображения позволяет зрителю рассмотреть его, привыкнуть к необычности изображения;


2) монтажные стыки также должны учитывать эту особенность бинокулярного зрения, поэтому последовательно идущие планы должны быть подобраны по пространственному построению.
Например, не следует резко переходить от глубинного плана к «зальному», за исключением тех случаев, когда такой переход требует драматургия фильма.


При  монтаже, кроме просмотров на экране и на монтажном столе, монтажер просматривает материал с помощью стереоскопа С — 70, позволяющего рассматривать стереоизображение непосредственно на плёнке, не разрезая её.


Печать фильмокопий осуществляется обычным для 70-мм фильмов способом. Негатив стереофильма может быть использован для получения «плоского» варианта фильма на одной 35-мм плёнке;
для этого со стерео-негатива копируется одна (левая или правая) сторона стереопары. Печать дубль-негатива плоского варианта осуществляется на кинокопировальном аппарате КШ070-35С (разработка НИКФИ, 1966 г., установлен на «Мосфильме»).


Заключение


Теоретические положения двухобъективной съёмки и показа и практические приемы получения наиболее эффективного пространственного киноизображения в течение многих лет выработаны
и проверены специалистами стереокино. Система «Стерео-70», созданная с учётом этого опыта и последних достижений кинотехники, обеспечивает выполнение всех требований к съёмке современного художественного стереоскопического фильма.


Технологический процесс производства стерео-фильмов по системе «Стерео-70» в основном не отличается от процесса производства широкоформатных 70-мм кинофильмов. Специфика стереокино вносит некоторые изменения в процесс съёмки, в котором применяется специализированная аппаратура. Эта аппаратура построена на базе имеющейся широкоформатной киносъёмочной аппаратуры, и в работе с ней сохранены все привычные для оператора приёмы.


Обработка, печать и озвучивание производятся на существующем оборудовании по существующей технологии. Для демонстрирования стереофильмов применяется также существующее оборудование с установкой сменного оптического двухобъективного устройства. Универсальность кинопроектора сохраняется, смена оптики производится за 10 — 15 мин.


Необходимым требованием, предъявляемым к сепарации изображений, является установка в кинотеатре либо линзово-растрового (безочковый метод), либо алюминированного (очковый метод) экрана. Алюминированные экраны применяются не только для стереокино – отечественная и зарубежная промышленность выпускает их для различных видов кинопоказа. В ближайшее время в нескольких городах Советского союза будут оборудованы универсальные кинозалы, в которых предусматривается показ стереофильмов по системе «Стерео-70».


Можно считать, что с внедрением вполне профессиональной системы «Стерео-70» стереоскопический кинематограф займёт прочное место в советской кинематографии, тем более что эта
система является одной из лучших в мировом стереокинематографе. Система «Стерео-70» разработана НИКФИ совместно с киностудией «Мосфильм» под общим руководством А.Г. Болтянского. Аппаратура, технология и регламент съёмки и показа стереофильмов разработаны Лабораторией стереокинематографа НИКФИ (Н.А. Овсянникова, Д.Р. Ханукаев, Л.А. Слуцкий, А.Е. Слабова, А.А. Блохин); аппаратура для съёмки стереофильмов изготовлена в МКБК и ОП НИКФИ (С.И. Никитин, А.И. Терентьева, А.А. Соснов, Ю.М. Британ, В.И. Власов, Т.В. Резниченко), съёмочная и проекционная оптика – в ЦКБК (А.И. Ган), кинопроектор и проекционные стереоприставки – в ОКБК (А.Н. Каральник, В.Я. Раев), кинокопировальный аппарат для изготовления «плоского» варианта фильма – в Кинокопировальной лаборатории НИКФИ (А.П. Иванов). Практическое уточнение рекомендаций и производственные съёмки стереофильмов проводились на киностудии «Мосфильм» (руководители работ М.З. Высоцкий, Г.И. Хазанов, режиссёры А.Н. Кольцатый, Е.Г. Сташевская и Т.А. Лисициан, операторы К.И. Новиков, П.Н. Терпсихоров, А.В. Панасюк, Н.И. Большаков). Съёмка стереофильма на киностудии имени М. Горького проводилась старейшими специалистами стереокино – режиссёром А.Н. Андриевским и оператором Д.В. Суренским.


ЛИТЕРАТУРА


1. Болтянский А. Г.,
Овсянникова Н. А., Техника кино и телевидения, 1970, № 10.


2. Болтянский А. Г.,
Техника кино и телевидения, 1957, № 5.


3.Овсянникова Н. А.,
Ханукаев Д.Р., Киномеханик, 1966, № 10.


4. ТрудыНИКФИ, вып. 31, М. 1959


5. Enz K., Stereokinematografie mit 70-mm film, «Bild und Ton», 1972,
№1.


6. JSMPTE, 1966, 75, No 2. р. 108.


© Всесоюзный
научно-исследовательский кинофотоинститут, 1975 год.

Перепечатка материалов, репосты, цитирования - запрещены без ссылки на сайт www.daurov-stereo.ru