Стереокино, голография, российская вакцина «СПУТНИК V», "Оскар" и новые технологии российского кино XXI века
Разработанная российским ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» Министерства Здравоохранения России первая в мире вакцина против новой коронавирусной инфекции COVID-19, явилась бесспорным доказательством сразу нескольких ранее не очевидных вещей. В России оказывается, вопреки всему, сохранилась и может успешно конкурировать, отвечать современным вызовам, мощная научно-практическая школа в сфере медицины, здравоохранения как такового. Частная инициатива, несистемные подходы, базирующиеся на платформе целесообразности и главного критерия - получения прибыли, потерпели фиаско. Это наглядно показывает данная ситуация с коронавирусной инфекцией и неспособности эффективного противодействия ей в большинстве развитых экономик мира.
А есть ли в России ещё какие-либо направления, передовые и перспективные научно-практические школы, остающиеся по тем или иным причинам в тени, которые могут дать стране, да и миру аналогичный прорыв, сопоставимый результат, подобно российской вакцине? Есть ли ещё в России какие-то иные наукоёмкие современные технологии, которые могут создать прорыв в той или иной сфере, открыть миру что-то новое? Уверен, что есть. Им просто нужно дать ход, их нужно поддержать, как это было сделано государством с вакциной. И государство, а не частник должно всячески этому помогать и способствовать. О чём я?
Поскольку я всю жизнь работаю в кино, скажу об этой отрасли, о технологиях современного кинематографа, которые разрабатывали наши соотечественники ещё в СССР, эти технологии не утратили свою актуальность и сегодня, но которым просто нет хода, ввиду полной незаинтересованности государства их продвигать, защищать от западных монопольных конкурентов, полностью подавляющих эти инициативы даже на внутрироссийском пространстве. Кто и что «подавляет» и как – спросите вы? А заставки чьих кинокомпаний вы видите, придя в кинотеатр на просмотр российских картин? Верно – Американских!
Но всё же скажу, что есть два основных и беспроигрышных направления, развивая которые уже сегодня вначале российский, а потом и мировой кинематограф, получат новые инструменты, помогающие существенно обогатить, а возможно и в корне переосмыслить выразительные и изобразительные средства кино, оторвать зрителя от гаджетов и ТВ, вернуть их в кинозалы, в которых зритель заново познакомиться с искусством кино и увидит кинематограф нового поколения.
Первое направление - это стереоскопия, которую сегодня все знают под вывеской «3D-кино», второе направление – применение голографических методов съёмки и демонстрации кинофильмов и собственно само голографическое кино как таковое. Что? А разве голографическое кино существует? И если и существует, то разве это не западные технологии – снова спросит читатель? Об этом чуть позже. Будет очень интересно, обещаю!
На снимке слева: первый в мире голографический кинопроектор для проекции цветных голографических фильмов (НИКФИ, г. Москва, 1984 год). На снимке справа - первая в мире кинокамера для съёмки цветного голографического кино. На правом снимке, слева от камеры - художник киностудии Мосфильм Арсений Клопотовский, известный всем по постановкам советских сказок режиссёра А. Роу. Художник был приглашён специалистами НИКФИ в состав съёмочной группы для съёмки первого в мире цветного голографического кинофильма. Режиссёр голографической картины "Третье измерение" - Христофор Триандафилов (киностудия им. М. Горького). СССР, НИКФИ, г. Москва, 1984 год.
В 1985 году финансирование работ НИКФИ по голографическому кинематографу, уже ведущихся к завершению, как и производство первого в мире голографического кинофильма, было прекращено. К власти в стране пришёл М.С. Горбачёв. Сотрудники НИКФИ видят непосредственную связь между этими событиями...
Предвижу, как читающий этот пост молодой человек, да и просто рядовой кинозритель «в теме» скривится от приставки «3D-кино»! И будет прав! Ведь то, что с 2009 года и по настоящее время мы все видим в наших современных кинотеатрах под приставкой «3D», а сейчас – уже всё реже и реже – не может не вызывать таких негативных эмоций и полного разочарования от знакомства с 3D-кино. Так почему же, начав с небывалого ажиотажа «Аватара», коммерческого успеха многих последующих картин в формате 3D, после больших надежд, возлагаемых кинопроизводителями на 3D-кино, оно практически исчезло с экранов в 2020, 2021 году, оставив негативный шлейф у тех, кто рискнул купить билет на картины с приставкой 3D?
Для знатоков истории кино, ответ прост. Если кратко, то в XXI веке 3D-кино пришло к зрителю в мировом прокате не впервые, а как минимум в третий, а то и в четвёртый раз за последние 75 лет. И волны этих «приходов» начали посещать кинозалы с 1930-40-х годов прошлого столетия в разных странах мира. И всякий раз очередная «волна» 3D-кино затухала, оставляя недобрые воспоминания об этом «опыте» встречи с объёмным кино у зрителей. Затем подрастало новое поколение, никогда не видевшее 3D-кино и история коммерческой раскрутки и одновременно невольного обмана зрителя, повторялась снова и снова, а спустя 5-10 лет опять терпела крах, уходя с экранов.
Так что не так с этим в кинематографе? Был ли хоть кто-то в мире за эти прошедшие 75 лет, чей опыт в 3D-кино можно было бы назвать успешным? Почему кино, являясь самым молодым искусством, так бурно развивалось и технологически и творчески в XX веке, а перешагнув в XXI так и не смогло преодолеть «родовую травму» освоения технологий объёмного кино, ведь кинематограф как никакой другой вид искусства, всегда зависел от технологий, его развитие было всегда на этом построено. Всё новое, передовое, что появлялось в науке, технологиях, других видах искусств - кинематограф мгновенно впитывал и обогащал свой киноязык, расширял палитру своих изобразительно-выразительных средств. Так было с приходом в кино звука, потом цвета, потом лёгких ручных кинокамер, объёмного звука, цифровых технологий…
Но вот 3D-кино, вопреки всем иным легко адаптируемым технологиям внутри кино, так и не получило своего должного развития, не смогло укрепиться, укорениться и остаться со зрителем, отдав ему что-то совершенно иное, не сопоставимое с обычным кино. Но так ли это? И да и нет. Дело в том, что для большинства творцов, создающих кино, для большинства простых зрителей всего мира, сегодня «светом в окне», «эталоном», «сияющим градом с вершины Олимпа» - маяком и критерием всего, к чему нужно стремится, чему нужно подражать, вслед за чем идти - в мировом кинематографе является Голливуд. Да, так сложилось, тому есть объективные и субъективные причины. Но мы сейчас не об этом.
А было ли так всегда? Нет! В XX веке кинематограф имел много точек роста по всему миру, на всех континентах. И СССР, Россия как геополитическое явление и фактор мирового кинопроцесса, тогда составляла мощную антитезу Голливуду, да просто – творческую и технологическую конкуренцию, здоровое творческое соперничество, будучи одной из двух независимых мировых кинодержав. Что значит «независимой», применительно к кино? Всё просто. Факты таковы, что на планете Земле в XX веке было только две подлинно независимых кинодержавы – СССР и США, только две! Это значит, что только эти две страны мира могли себе позволить и имели на 100% независимую свою собственную технологическую базу кинематографа, базирующуюся полностью на своих отечественных разработках, производстве и ресурсах.
На снимке слева: Андрей Болтянский, справа: Нина Овсянникова - советские учёные НИКФИ, изобретатели системы стереоскопического кино "СТЕРЕО-70". Москва, СССР 1963 год.
Т.е. в СССР всё – от киноплёнки, до камер, кинопроекторов, звукотехники, электротехники, всего огромного комплекса светового, дополнительного операторского оборудования, студийных комплексов, всё до последнего винтика производилось внутри страны, своими силами. Т.е. в случае чего, наше кинопроизводство оставалось бы на плаву, вне зависимости от капризов внешнего мира, санкций, стихий, ибо мы ни от кого не зависели, всё, что было необходимо кинематографической отрасли, могли произвести и производили самостоятельно внутри страны, на своих многочисленных заводах и делали это на высочайшем передовом, современном технологическом уровне. Вторая такая страна на планете была США и всё! Более никто себе позволить быть самостоятельным, быть не только независимым кинопроизводителем со 157 тысячами киноустановок внутри СССР (сейчас их только около 5500), но ещё и создавать абсолютно новые направления кинематографа, генерировать новейшие технологии кино, более никто этого не мог!
В XXI веке, благодаря известным всем событиям конца XX века, США стали абсолютным монополистом в сфере любых технологий кино, вследствие того, что их прямой конкурент и единственная в мире технологически независимая кинодержава СССР просто исчез. Окончательно затвердило это положение событие, произошедшее в 2002 году в США, где по инициативе 7 главных американских кинопроизводителей (Metro-Goldwyn-Mayer, Paramount Pictures, Sony Pictures Entertainment, 20th Century Fox, Universal Studios, The Walt Disney Company и Warner Bros.), а других туда просто не допустили, образовывался консорциум DCI - Digital Cinema Initiatives, LLC (DCI). С этого момента ведущие американские кинопроизводители объявили о переходе кинематографа на цифровое кинопроизводство, дав понять всем, что «кто не с нами, тот против нас», а попросту – проиграл навсегда. При этом необходимо знать, что абсолютно подавляющее большинство (читай все) цифровые технологии, программное обеспечение, камеры, монтажные системы – всё это интеллектуальная собственность граждан США.
Так в одночасье единственная страна на планете становится абсолютным и непререкаемым монополистом во всём, что касается кинематографа. От того на чём мы снимаем, на чём мы монтируем и показываем кино, до того - что мы снимаем, как и зачем, где и как прокатываем и т.д. – всё отныне решается в одной точке планеты. Глобальный диктат и технологическая монополия на мировой кинематограф с этого момента в руках кинопроизводителей США.
А какие новые, уникальные направления развития кинематографа, какие технологии предлагал СССР мировому кинопроцессу, искусству кино как таковому? Вначале вспомним, что регулярный показ 3D-кино, которое тогда называли СТЕРЕОКИНО (stereo - в переводе с лат. объемный, телесный), что более точно отражает суть нового вида кино, нежели абстрактное и неточное «3D-films», так вот показ таких стерео-фильмов в СССР начался в 1941 году, в Москве, в стерео-кинотеатре «Москва». Т.е. впервые в мире это сделали у нас, а не в США или где-то ещё. Уникальность той советской технологии, авторами которой были А. Андриевский и С. Иванов, была в том, что зрители в зале на 400 мест могли видеть эффект объёма на специальном проволочно-растровом экране без всяких очков и без всяких приспособлений, т.е. просто – своими глазами! Желающих увидеть этот фильм, который назывался «Концерт» - чудо нового советского кино, было больше, чем мог вместить зал и не спасали даже 17 сеансов в день, живая очередь в кинотеатр простиралась на сотни метров, несмотря на февральский мороз… Система безочкового стереокино просуществовала в СССР вплоть до середины 1960-х годов, на смену этой технологии пришла другая – которой было суждено стать поистине революционной в мировом кино. Подробнее об этом можно прочесть в моей специально посвящённой этой теме статье: «Инновационные технологии 3D кино и голографии в России».
Вероломное вторжение, нападение германских нацистов на СССР 22 июня 1941 года, прервало все мирные процессы в стране, все наукоёмкие разработки. Все усилия миллионов людей были направлены на освобождение страны от нацистов, началась Великая отечественная война…
А что после? В послевоенный период в СССР впервые в мировом кинематографе появляются ряд новых форматов и видов кино: стереоскопический кинематограф усовершенствованной безочковой системы показа, появляется вариоскопический формат кинематографа, дающий кино-творцу невероятные и невиданные до этого возможности в реализации художественного замысла, поликадровый кинематограф, панорамное кино, а также кино-аттракцион "круговая панорама" 360 градусов – когда зритель находился внутри огромного замкнутого кольца-экрана, по всему периметру которого демонстрировалось изображение (задолго до шлемов виртуальной реальности), кинематограф высокой чёткости 72 к/с, наконец в СССР было изобретено и продемонстрировано впервые в мире голографическое кино, с настоящей (а не фейковой) лазерной голографической (1976 год - вначале монохромной, а потом и цветной в 1984 году) кинопроекцией! О голографическом кино и о его изобретателе – В.Г Комаре - в моей статье «Когда мы увидим голографическое кино?».
Но в данной статье я хочу акцентировать внимание на технологии, опередившей время, ставшей на многие десятилетия «эталоном» мирового объёмного кино, технология эта была изобретена в СССР в 1963 году, называлась она «СТЕРЕО-70», 70 – это цифра, обозначающая формат киноплёнки, на которую в СССР стали снимать и показывать безупречного качества (и технологического, и художественного), стереокино, т.е. 3D-кино в современной терминологии. Свидетельством того, что эта технология была и есть уникальной и единственной (даже сегодня) в мире, отвечающей всем современным требованиям кинематографа – вручение нашим специалистам из Научно исследовательского кино-фото-института (НИКФИ г. Москва) премии «ОСКАР» в 1991 году в номинации «За техническое достижение». За что же американцы вручили нам этот «ОСКАР»? Это редкая награда в сфере передовых технологий мирового кино и не у американцев? Как так?
Дело в том, что до 1963 года в мире не существовало сколь-нибудь внятной, единой и качественной системы, технологии съёмки, производства и показа 3D-кино. 3D-кино (стереокино) снимали кто как мог, но в основном это была двухкамерная технология, и чтобы снять 3D-кино, необходимо было использовать сразу две синхронизированные одинаковые кинокамеры, соответственно - две 35мм киноплёнки, а также специальное прецизионное устройство, в котором эти камеры размещались под углом 90 градусов друг к другу в громоздком и тяжёлом зеркальном риге (3D Mirror Stereo-Rig).
Технология эта имела массу сложностей, значительных ограничений по съёмке тех или иных сцен, была крайне дорогой, а в итоге, даже несмотря на титанические усилия в производстве, являла крайне некачественную стереоскопию как таковую, зритель попросту «ломал глаза и мозг» при просмотре таких 3D-фильмов. К слову, в эпоху «Аватара» в американских (читай мировых) технологиях съёмки и производства 3D-кино ровным счётом ничего не изменилось. Да, это удивительно, но так и есть! По прежнему 3D-кино и в XXI веке снимают при помощи двух камер, всё с теми-же зеркальными ригами, только камеры теперь используют цифровые. Но результат – немногим лучше прежнего.
(На фото вверху, слева - российская киносъёмочная профессиональная 3D-камера технологии "СТЕРЕО-70", НИКФИ, г. Москва)
Советские специалисты НИКФИ – Н. Овсянникова, А. Болтянский в 1963 году разработали принципиально иную технологию съёмки и проекции стереокино, где не нужно было использовать стразу две кинокамеры, сложные и дорогие зеркальные риги, синхронизаторы. Съёмка в советской системе велась обычной камерой с двуглазым (спаренным) объективом, стерео-объективом на известную всем кинематографистам широкоформатную 70-мм киноплёнку, а камера имела бинокулярную операторскую лупу – т.е. оператор мог сразу двумя, а не одним глазом видеть кадр, при этом он видел пространственную картину – ту, которая и будет в итоге воспроизведена на экране. Камера была простой, имела варианты ручной и студийной, а также для подводных стереосъёмок. Была не сложна в освоении и понятна кинооператору, привыкшему к традиционной технологии съёмок при помощи одной камеры.
Для этой технологии была разработана линейка дискретной стерео-оптики – с виду обычный объектив, внутри которого было сразу два оптических блока, расположенных рядом и управляемых одним кольцом фокусировки, единым кольцом диафрагмы и отдельным управлением по децентрированию оптики, т.е. управлением стерео-пространством кадра. Также были разработаны базисные стерео-насадки, что в комплексе со стерео-оптикой позволяло оператору изменять базис съёмки от 15 до 150мм, что на 100% перекрывает любые творческие задачи по построение стерео-пространства кадра, позволяет бесконфликтно для зрительского восприятия снимать крупные, средние, общие планы, а также сверх-общие - панорамные.
С этого момента в СССР начинается фантастический подъём и просто бум стереокино! В то время как в Европе и США 3D-кино потерпело очередное фиаско на очередной коммерческой волне своего прихода, в СССР в 1960-е, 70-е годы по всей стране разворачивается массовое строительство специальных кинотеатров – стерео-кинотеатров. На студии им. М. Горького и других киностудиях СССР начинается регулярное производство советских стерео (3D) фильмов, в кассы стерео-кинотеатров в Советском Союзе выстраиваются огромные очереди, а иностранцев, прибывших в СССР часто водят на советские стереофильмы как на одно из чудес света и предмет очевидной гордости отечественных достижений и технологий!
На снимке слева - современная 2-х камерная система "3D-mirror RIG", при помощи которой сегодня Голливуд и весь мир снимает 3D-кино. Справа - российская профессиональная цифровая 3D-камера моноблок "PHANTOM 65-Z3D" - цифровой аналог камеры системы "СТЕРЕО-70". Как говорится, даже визуально разница очевидна, в пользу российской 3D-камеры.
Эффект присутствия, погружения в пространство за и перед рамками киноэкрана, потрясающая детализация, высочайшее качество изображения и сам эффект объёма, легко и бесконфликтно воспринимаемый зрителями от 5 лет и старше - в том советском стереокино был ни с чем не сравним, это нужно было просто видеть! По залу летали птицы, все пытались их поймать руками, взрослые и дети словно забывали о том, где они и что с ними происходит. Это было чудо, таких позитивных, а главное - новых эмоций в обычном кинотеатре даже самый искушенный зритель никогда не испытывал! Родилось искусство нового рода и свойства. Таких эмоций и такого кинозрелища вы сегодня увы, не сможете испытать, не сможете увидеть ни в одном из современных 3D-фильмов, даже в IMAX этот эффект на порядок ниже...
К слову, об IMAX. Эта аббревиатура в переводе означает «картинка максимального размера». И действительно, изобретение канадских инженеров – кинозрелище IMAX и IMAX 3D – впечатляют и удивляют. В классическом стандарте IMAX, который практически канул в лету, ввиду использования там киноплёнки – всё той же 70мм, широкого формата (что и в советской системе «СТЕРЕО-70»), размер полотна экрана в зрительном зале составляет 22 х 16 метров! Ввиду такого гигантского размера, угловые размеры изображения превышают поле зрения человека, зритель не видит края экрана, этим создаётся эффект присутствия, погружения в экранное действие, усиливающийся при показе 3D-фильмов. Но следует оговориться, в классической технологии IMAX все фильмы (и обычные и стереоскопические) снимали на киноплёнку 70мм, на специальные камеры самой системы IMAX, проекция велась также при помощи специально разработанных плёночных кинопроекторов этой же технологии. Сегодня плёночные технологии IMAX подменили цифровыми, что резко ухудшило качественные параметры итогового изображения, а также резко негативно повлияло на стереоэффект в 3D-фильмах, показываемых на экранах IMAX.
Дело в том, что в классической технологии IMAX 3D были сняты только документальные 3D-фильмы, они действительно потрясают своей зрелищностью и стереоскопией. Почему? У технологии IMAX 3D есть прямой прародитель. Не трудно догадаться, что это та самая советская технология объёмного стереоскопического кино «СТЕРЕО-70».
Во времена геополитической конкуренции двух мировых супер-систем, во главе которых на планете стояли с той и с другой стороны - США и СССР, проводились своеобразные смотры-конкурсы технологических достижений этих супер-систем. Страны социалистического лагеря показывали свои достижения, страны капиталистического лагеря – свои. Эти форумы проходили с грандиозным размахом, в разных странах мира. Один из таких форумов проходил в Японии, в Осако, в 1970-м году. Итак, на этой Международной выставке достижений мировой промышленности и технологий «ЭКСПО-70», где участвовало 77 стран мира, у СССР был отстроен свой собственный грандиозный павильон, доминирующий всей своей архитектурой в стиле футуризм над всеми остальными, а в сфере кинематографа СССР представлял сразу несколько зрелищ в разных залах одновременно.
Павильон СССР на Всемирной выставке "ЭКСПО-70", Япония, Осака, 1970 год.
Первый демонстрировал изобретение советского вариоскопического кинематографа (фильм «Айболит-66», режиссёр Ролан Быков), второй демонстрировал стереофильмы по технологии «Стерео-70», третий демонстрировал те же самые стереофильмы, но без всяких очков на новейшем линзово-растровом киноэкране. Эти советские павильоны посетил канадский инженер-изобретатель Грэм Фергюсон (Graeme Ferguson) - в последствии один из четырёх соучредителей IMAX Corporation и один из создателей IMAX. Он был изумлён, потрясён увиденным им в советском кинопавильоне объёмным кино без очков гибридной технологии «Стерео-70» и линзо-растрового киноэкрана. Здесь же Грэм Фергюсон познакомился с В.Г. Комаром – руководителем НИКФИ и будущим изобретателем системы голографического кинематографа в СССР.
На снимке: В.Г. Комар и первая в мире голографическая киносъёмочная камера, СССР НИКФИ, 1976 год
Канадец оказался большим знатоком истории советского кино, в частности ему были хорошо известны картины и теоретические работы выдающегося новатора советского кинематографа Сергея Эйзенштейна. В этих работах Грэма Фергюсона поразили мысли Эйзенштейна о стереокино, а также высказывания об идее нового вида кинематографа – «вариоскопическое кино». В чём суть идей, изложенных Эйзенштейном, которые так вдохновили канадца?
В традиционном кино форма и размер экрана жёстко определяют формат и композицию кадра. Эйзенштейн хотел, чтобы всё было наоборот. Он мечтал, чтобы драматургия истории диктовала форму и размер экрана. Т.е. экран мог бы принимать подходящую форму и размер под конкретный кадр, крупность, состояние, в соответствии с замыслом и драматургией истории… Фергюсон понимал, что это очень правильная идея, но до конца не мог понять – как это можно реализовать, как это может выглядеть? И вот здесь, в Японии, в советском павильоне он воочию увидел реализацию идеи С. Эйзенштейна в качестве действующей практической технологии вариоскопического художественного кинофильма! Ещё более потрясло канадского инженера увиденное во втором кинозале советского павильона стереоскопическое (3D) кино без очков, и обе эти революционные технологии были разработаны в СССР, в НИКФИ (г. Москва).
Грэм Фергюсон не мог не познакомиться на этой выставке с гениальным изобретателем, советским киноинженером и директором НИКФИ Виктором Григорьевичем Комаром, представлявшим от имени Института сектор кино советского павильона. Грэм Фергюсон и его коллеги также привезли на ЭКСПО-70 прототип своего изобретения – новую технологию съёмки и демонстрации кинофильмов - IMAX. Но тогда у них ещё не было идей по реализации 3D-кино на базе этой технологии, не было никакого опыта в создании 3D-кино, а СССР уже был лидером в этой сфере и имел эти передовые технологии.
Виктор Григорьевич, проникшись симпатией к порыву канадца создать что-то хоть немного похожее на технологию «Стерео-70», дал ряд ценных замечаний по технологии канадцев, любезно пригласил Грэма Фергюсона посетить СССР, институт НИКФИ. Как об этом вспоминает сам Грэм Фергюсон, впоследствии НИКФИ предоставил свои новейшие экспериментальные стереокамеры для изучения этого советского передового опыта в Национальный совет по кинематографии Канады. Это позволило Грэму Фергюсону и его коллегам провести ряд экспериментов, тестовых съёмок 3D-контента на советских камерах, проверить свои идеи на практике, что в итоге привело к созданию нового кинозрелища, известного ныне всем как «IMAX 3D». Т.о. 50 лет канадские отцы-основатели технологии IMAX 3D пользуются плодами от опыта, дружбы, содействия и советов советских специалистов НИКФИ, о чём (к их чести) часто и всюду они с благодарностью вспоминают и отдают должное вкладу российских киноинженеров в создании технологии IMAX 3D.
Наш великий соотечественник, чей опыт, новации и вклад в развитие мирового кино признано во всём мире, кинорежиссёр лучшего фильма всех времён и народов (по признанию профессионального мирового киносообщества) «Броненосец Потёмкин» - Сергей Эйзенштейн писал о стереокино так:
"Сомневаться в том, что стереокино — это завтрашний день кинематографа как искусства, так же наивно, как сомневаться в том, что завтрашний день будет вообще!"
Что-то пошло не так? Где же этот «завтрашний день», который давно уже должен был наступить? Я уверен, что это так и было бы, но вот беда – в 1991 году СССР исчез, а вместе с ним были преданы забвению и все передовые, опережавшие своё время технологии советского кино. Стереокино, вариоскопического кино, голографического кино… В угаре 90-х нам было не до этого, мы выживали как могли, а «идеалом» и «образцом» для многих во многих сферах на долгие годы стало всё, что исходило или как-то было причастно к США, к западу в целом. А потом, в «нулевые», в веке XXI «управление балом» всего мирового кинематографа взяла в жёсткие технологические и финансовые, а также и идеологические рамки одна страна на планете – США. Ну, как говорится – кому «оды пели», тому теперь и «служите»…
И вот архаичная двухкамерная технология съёмки стереокино (а другой на западе просто не существовало) перекочевала из 40-х годов прошлого столетия в век XXI, в эру цифрового кино под воспроизводством США. Нужно вспомнить, что в СССР помимо самого «железа» была ещё и разработана большая научно-практическая база под систему 3D-кино, куда были заложены труды и расчёты специалистов из институтов офтальмологии, нейрофизиологии, самого НИКФИ, а вся система «Стерео-70» базировалась на строго научных подходах к способам формирования и особенностям восприятия стереоизображения бинокулярным аппаратом человека, чего не было никогда, нет и ныне в 3D-кино американском.
Разработка НИКФИ (г. Москва), 2010 год: Российская цифровая моноблочная 3D-камера для съёмки профессионального 3D-кино "PHANTOM 65-Z3D" (цифровой аналог Оскароносной технологии СТЕРЕО-70). Слева - комплект дискретной стереооптики к этой 3D-камере с возможностью управления всеми параметрами дистанционно по радиоканалу. В российском 3D кинематографе не используется. Видимые причины такого положения дел отсутствуют...
Вот поэтому зритель снова разочарован 3D-кино, ведь оно такое-же технологически и научно-практически отсталое и нелепое, как и в 40-е годы прошлого века, потому что исполнено теми же архаичными и несовершенными технологиями, увы не российскими, а на 100% американскими, в которых в априори заложены все артефакты и все «болезни» морально и физически устаревшей технологии. И вот, наши заокеанские «партнёры» на очередной волне подъёма 3D-кино, отжав свои миллиарды американских долларов со всех киноплощадок мира, удалились, не моргнув глазом - снова в очередной раз дискредитировали стереокино в масштабах планеты Земля, закрыв этот вид кино для целого поколения зрителей на десятилетия вперёд.
Что делать?
Стратегически нам, России, её кинематографу, необходимо вернуть статус великой мировой кинодержавы, статус лидера мировых инноваций в сфере новых технологий кино, как это имело место быть три десятилетия ранее. Сделать это возможно, так как жива ещё пока научно-практическая школа отечественной инженерной и творческой мысли в этой сфере, существует и НИКФИ. Термин «существует» подходит к описанию ситуации максимально точно. Уже подступают и к этому Институту приватизационные и прочие «оптимизаторские» «лапы» «горе-государственников», от кого сегодня зависит судьба этого легендарного Института.
Государство, в чьей собственности находится НИКФИ, должно обратить внимание на этот передовой опыт, всячески поддержать финансово, политически и оказать всесторонний протекционизм, содействовать продвижению российских технологий кино в глобальной системе кинематографа, поддержать российские инновации в сфере стереоскопического и голографического кинематографа, разработок и их практического внедрения, как это делается на примере Российской вакцины «СПУТНИК V». Ведь когда захотим, то оказывается, можем?! Что мешает сделать это в сфере кино? Ведь есть что предъявить, чем впоследствии гордиться, как заработать очки в свою пользу, а главное – есть чем порадовать и по-хорошему удивить зрителя XXI века!
Система кинотеатрального зрелища "ПАРЯЩИЙ ЭКРАН 3D-STEREO" (смотреть в анаглифных очках), автор И.Г. Дауров, журнал "Мир техники кино" 2019 г. № 4(13), стр.26-28
В СССР студия им. М. Горького была такой творческо-производственной площадкой для обкатки этих технологий. В веке XXI таковой могла стать старейшая киностудия мира – Ордена «Знак Почёта» Ростовская киностудия (год основания 1926), были соответствующие предложения сотрудников студии, поддержанные советом директоров предприятия, были даны положительные экспертные оценки таких инициатив. Однако как только эти планы были обнародованы, государство, несмотря на протесты общественности, просьбы и обращения коллектива студии - во все возможные инстанции, почему-то в скорейшем темпе расформировало совет директоров Ростовской киностудии и в срочном порядке организовало аукцион по продаже Ростовской киностудии через механизм приватизации государственного имущества, продав в итоге в 2013 году старейшее кинопредприятие России частному лицу, что называется «за мешок картошки». Т.е. красивое 3-х этажное крепкое здание известного архитектора Льва Эберга с уникальными барельефами на фронтоне студии скульптора В. Баринова, в самом центре Ростова-на-Дону - с кинопавильоном, цехами, отдельными сухими боксами-гаражами и прочим хозяйством, единственное творческо-производственное кино-предприятие на огромном юге России с почти 90-летней историей, не будучи банкротом или должником, ушло в руки частному лицу за 53,8 млн. рублей, без права сохранения вида деятельности. Здание собственник снёс. Студия прекратила своё существование. Теперь на этом месте отстраивается многоэтажный элитный жилой комплекс «Островский».
В 2015 году, когда Ростовской киностудии уже не существовало, но государство под давлением общественности всё-таки признало программу приватизации киностудий ошибочной и приостановило её. Это произошло на круглом столе ОНФ, на Мосфильме, где присутствовал с докладом и я, автор этой статьи Игорь Дауров – автор тех самых инициатив по созданию южно-российской инновационной площадки на базе Ростовской киностудии по внедрению и обкатке отечественных технологий объёмного кино и голографии, совместно с НИКФИ (г. Москва).
Ошибку свою государство признало, но так и не исправило. По факту Ростовская киностудия оказалась единственной из всех остававшихся в России государственных кинопредприятий в XXI веке, кого постигла такая участь. Во всех других регионах страны в том или ином виде старейшие киностудии сохранились и продолжают свою работу…
Мне кажется, что вот сейчас государство может реально помочь и себе и кино-отрасли страны, ведь нам есть на что опереться, есть к чему приложить усилия и знания. Результат не заставит себя ждать. Выиграют в итоге от этого все. И государство, и народ, и искусство кино и весь наш современный мир планеты земля. Россия часто давала миру в культуре, искусстве выдающиеся образцы и примеры на многие столетия. Нам есть что дать миру и сейчас. Нужно лишь нам помочь в этом.
© Игорь Дауров, daurov-stereo.ru, 2021 год Вопросы и предложения: daurov@mail.ru https://vk.com/id12240003