Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Статьи о 3D

© Игорь Дауров, июнь 2016г.

В 1895 году появился Кинематограф. Он сразу стал новым видом искусства? Нет, не стал. Долгое время высший свет, творческая «богема» того периода, критики, люди искусства не без презрения называли зародившийся Синематограф не иначе как «балаган для нищих», «царство теней» и т.д., т.е. ничего не видели в нём, кроме дешёвого аттракциона для публики с сомнительными вкусами…
И только с появлением таких людей в кино как Чаплин, Гриффит, Кулешов, Вертов, Пудовкин, Эйзенштейн – не сразу, но постепенно в Кинематографе разглядели и признали Новое Искусство. Но сменился ли при этом язык кино, его выразительные средства? И да и нет. Главные выразительные средства у кино – движущееся изображение и монтаж – их нет ни в одном другом искусстве, и они были у кино сразу в момент его рождения. Однако, покуда Ж. Мельес не открыл и на практике апробировал разные возможности монтажа чисто в трюковом, зрелищно-изобразительном виде, покуда Кулешов и Эйзенштейн не пошли дальше и глубже по этому пути, покуда Чаплин не переосмыслил имеющиеся средства кино – покуда и не появлялось новое владение этими средствами кино, а также не было возможности развивать язык кино, нарушая уже устоявшиеся «правила». Да, кино не было бы искусством, если бы никогда и ничего нового не открывало, а потом и само не нарушало эти же свои достижения. Но чтобы создать что-то новое, нужно досконально изучить то, что уже есть и уже неоднократно использовали до тебя. Т.е. нужно изучить опыт предыдущего и открыть в себе через познание, эксперимент и осмысление его результатов - что-то новое. Таким образом, искусство не должно бояться эксперимента, но необходимо знать: что именно ты «нарушаешь», почему, какова цель и есть ли осознание как конкретно и для чего это нужно делать? Искусство - всё то, что познаёт наш мир посредством художественных образов. Применительно к кино, имеются ввиду прежде всего звуко-зрительные экранные образы.

Но вот Кино уже всеми признано как Новое Искусство со своим языком, арсеналом изобразительно-выразительных средств и т.д. Появляется звук. И вот уже обретённый, открытый и осмысленный язык искусства кино пришлось снова кардинально менять и снова осваивать заново. Не все творцы того периода это смогли принять, но те, кто принял – снова подняли звуковое Кино к высотам Искусства.
Вскоре в кино пришёл цвет. Поменялся ли при этом язык кино? Нет, не поменялся. Приход цвета в кино остался практически не замечен, не оценён творцами и практически никак не был использован ими в плане нового изобразительного и художественного средства.
Стереоскопия (3D кино), т.е. иллюзия трёхмерности пластических образов на киноэкране пришла в кино едва ли не синхронно с его рождением и становлением как искусства, т.е. в 20-е, 30-е годы XX века. Зрителю предложили ощущение объёмности, пространственности, телесности вещей на экране, т.е. ощущать экранные образы примерно так, как мы воспринимаем их и в реальной жизни. Но на серьёзном техническом уровне о стереоскопии как о возможно новом выразительном средстве можно было говорить лишь во второй половине 20 века, т.е. практически к середине всей истории кинематографа.Читать далее...



 В.Г. Комар
 
Когда мы увидим голографическое кино?


© автор статьи: И.Г. Дауров
Памяти выдающегося русского учёного - создателя системы голографического кино В.Г. Комара (1913 – 2014).

Представьте себе: вы включаете свою домашнюю настенную телевизионную панель, и  пространство вашей комнаты заполняет объёмное изображение – точно такое, как вы видите в окружающем реальном мире и это трёхмерное изображение видно без всяких очков и приспособлений – легко и свободно. При этом вы можете рассмотреть интересующий вас объект с разных сторон, даже увидеть то, что скрыто за рассматриваемыми вами предметами, или подойти вплотную к персонажу и он от этого не станет менее реальным, напротив – чувство реальности захлестнёт ваши эмоции… Как говорится – «Звёздные войны» с их голо-проекцией по «межгалактической голографической связи» отдыхают! Фантастика? – скажете вы. И ошибётесь, ибо уже сегодня всё это возможно и теоретически и практически. Но как?

Вначале нам нужно хорошо разобраться: так что же такое «голография» и «голографическое кино или телевидение»? Дословно термин, «голография» пришедший к нам из Древней Греции, означает «полная запись». В современной науке голография – это набор технических и технологических принципов, устройств, благодаря которым мы получили возможность создать  точную волновую световую копию любого известного нам объекта природы. Т.е. методами голографии мы как бы «фиксируем свет в пространстве и времени» и сохраняем т.о. изображение любого объекта, от которого может отразиться свет – в виде его точной волновой световой копии. Эта копия ничем не отличается от оптических свойств самого объекта, т.е. воспринимается не только нашим зрением как реальный объект, а даже физическими приборами регистрируется как реальный оптический объект.

Дело в том, что, к примеру, всем доступная фотография – это совсем не «полная запись» того, что мы хотим запечатлеть. Обычная фотография, вне зависимости от способа её получения, может зафиксировать и сохранить для нас лишь очень малую часть информации, поступающей в объектив камеры от объекта съёмки. Фотокамера или кинокамера записывают на плёнку или цифровой регистратор лишь амплитуду световой волны, потеряв при этом практически всё, чем обладал снимаемый объект в реальной жизни – объём, пространственность, телесность, эффект оглядывания итогового предмета на снимке с разных сторон… А голография способна зафиксировать не только амплитуду световой волны, но и её фазу. Именно это потом нам и позволяет  увидеть на голографическом снимке предмет таким, каким он и является в реальности – истинно объёмным и на 100% реалистичным.

Как же создать голограмму чего-либо? Теоретические принципы записи голограммы были впервые изложены британским учёным венгерского происхождения Денисом Габером в 1947 году. Габер и придумал название своему методу как «полная запись», т.е. голография. Голограммы, полученные Габером как случайный продукт в ходе исследований по усовершенствованию электронного микроскопа, были крайне низкого качества и не получили никакого практического применения, так как на тот момент не существовало ещё когерентного источника света – лазера. Лазер необходим при записи качественной и подлинной голограммы - как источник когерентного (строго упорядоченного по своему распространению в пространстве света одной длинны волны).
Лазер – по сути есть квантовый генератор. И первые лазеры появились лишь в 1954 году, благодаря открытиям советских учёных Н.Г. Басова и А.М. Прохорова. В последствии - вместе с американским учёным Чарльзом Таунсом, работавшим в этом направлении параллельно, все они получили Нобелевскую премию за «фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей на лазерно-мазерном принципе».
Читать далее...



Я не футуролог, но что мне мешает поразмышлять о будущем?
Человека всегда интересовали три основные вопроса - откуда взялся этот мир,
кто, собственно, я сам и что будет после. Природа наделила человека тремя
основными инстинктами, которые запрограммировали нас на поиск ответов: инстинкт
самосохранения, пищевой инстинкт, инстинкт размножения. Если человеку что-то
угрожает, ему не до еды и не до секса. Если человеку ничто не угрожает, он
будет думать о пище, если нам ничто не угрожает и мы не голодны, включается
желание размножиться. Это доказанные учёными и никем не оспариваемые факты.
Следовательно, человек хотел бы всегда быть в полной безопасности, не зависеть
от внешнего мира в плане пищи, а также вечно жить... Достигнет ли он хоть
чего-то через 100 лет?

Что имел человек 100 лет назад, о чём мечтал в плане развития, что предполагал?
Электричество и электродвигатель были, радио было, кинематограф был, двигатель
внутреннего сгорания был, самолёты тоже уже были... Т.е. многое из того, что мы
сегодня имеем 100 лет назад уже было изобретено, мы лишь усовершенствовали эти
технологии, расщепили и подчинили себе мирный атом, создали реактивный
двигатель, полетели на околоземную орбиту, разместили на ней сотни спутников,
запустили спутники за пределы Солнечной системы, изобрели средство доставки
кино в каждый дом - телевидение, изобрели средство доставки информации и обмен
ею в реальном времени - интернет. Разумеется, продвинулись в медицине -
антибиотики и более продвинутые операционные вмешательства, но в целом здесь
прогресс меньше, чем мог бы быть, ибо большинству населения планеты
высокотехнологичная медицина недоступна... Но решили ли мы три главные
проблемы? Нет.
Читать далее...




Пишу этот пост как важное дополнение к моей статье "Инновационные технологии 3D кино и голографии в России". В СССР полноценное 3D кино снимали и показывали раньше всех в мире, причём показ эффекта объёма был осуществлён для советских зрителей по уникальной технологии - без очков! Пишу этот пост в особенности - для "скептиков", не верящих в собственную страну, её достижения прошлого и настоящего. СССР был лидер в производстве и технологиях объёмного кинематографа в мире. Публикую полный список советских и Российских 3D фильмов (раньше 3D кинематограф назывался "стереокино"), снятых у нас по различным технологиям. Опыт, традиции и уникальная научно-практическая школа советского 3D кино актуальны и конкуренты на мировом уровне и сегодня. Тому свидетельство - сразу две награды Победителя, полученные россиянином Игорем Дауровым на престижных международных кинофестивалях в Москве - 3D FEST 2015 и в Бельгии: International 3D festival, 2015 Liège – Belgium, в номинации "Lumiere Awards" - вручена золотая статуэтка НИКА студии DAUROV-STEREO, за 3D фильм ВОСТОК, основатель студии режиссёр и оператор-стереограф Игорь дауров - продолжает и развивает на современной основе традиции опыт и школу советского объёмного кино.
А в данной таблице перечислены 3D фильмы, созданные в СССР и в РОССИИ начала 90-х годов прошлого столетия исключительно по отечественным технологиям, советскими и Российскими киностудиями. Эти технологии объёмного кино разрабатывались в известном во всём мире Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) и в основе носителя информации, на котором регистрировалось стереоскопическое (3D) изображение - использовалась (как и во всём мире до цифровой эры кино) киноплёнка. Поэтому в в данной таблице отражены 3D кинофильмы, снятые на киноплёнку по различным технологиям (в СССР их было семь, а с появлением отечественной технологии "Стерео-70" - одна как самая совершенная в мире). Этот перечень вызывает и гордость и горечь отчаяния одновременно. Как мы могли всё это забыть? Как можем продолжать игнорировать великое прошлое и бесценный опыт, которому у нас учились американцы, не умеющие де факто по сей день грамотно снимать 3D фильмы, ведь разочарование зрителей в 3D кино в исполнении американцев уже очевидно. Но сейчас советские 3D (стерео) фильмы зритель лишён возможности увидеть, хотя многие из них реставрированы и переведены в высококачественный цифровой формат, отвечающий всем современным требованиям 3D кино. Сделано это на уникальном и не имеющем аналогов современном оборудовании в Госфильмофонде России за деньги государства (в таблице это фильмы в состоянии "Digital DCP 3D") и их можно показать в современных цифровых 3D кинотеатрах.



Большинство простых граждан, да и как не странно - большинство профессиональных кинематографистов России ничего или почти ничего не знают о том, что сделано в СССР и России в плане передовых технологий кинематографа, имеющих мировое значение и главное - кем, когда и как.

Экспериментальные работы по созданию систем съёмки и проекции 3D кино (или как тогда этот вид кинематографа называли во всём мире - стереокино) в СССР шли ещё в 1920-e 1930-е годы. Но с середины 30-х годов основные и целенаправленные исследования в этой области в Советском Союзе, в отличие от всех других стран, велись уже на серьёзной научной основе, системно - во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) - г. Москва. В 1935 году инженер С.П. Иванов запатентовал систему безочкового 3D кино: «Растровая безочковая стереопроекция». Тогда в СССР была создана уникальная технология, аналогов которой не было нигде в мире. К концу 1940-х годов в СССР на практике было реализовано 7 различных систем стереоскопического (3D) кинематографа, начиная с системы Н.Д. Анощенко, созданной ещё в 1930-е годы. Эти системы отличались между собой как по способу съёмки, так и по способу проекции. Но во всех этих системах вплоть до 1963 года для съёмки 3D фильмов использовали существовавшие уже в кинопроизводстве стандартные плёночные 35-мм кинокамеры. С 1940 по 1991 год в СССР было снято около 60 фильмов в полноценном формате 3D.

1. В 1941 году, 4 февраля в г. Москве в кинотеатре "Москва", что располагался некогда на площади Маяковского, состоялось событие мирового уровня, событие - сенсация. Впервые в истории мирового кино зрители в СССР могли видеть триумф отечественных технологий объёмного (3Д) кино, когда на специальном киноэкране без всяких очков можно было видеть объёмное изображение! Что представлял из себя этот "чудо-экран"?. Советские специалисты разработали так называемый светопоглощающий растрово-щелевой автостереоскопический киноэкран, представлявший собой 6-ти тонную инженерную конструкцию в виде растрового поля из тончайших металлических проволочек, натянутых особым образом на специальную раму, позади которой располагался обычный киноэкран. Вся конструкция называлась "светополгощающий перспективно-растровый киноэкран" (на оригинальном фото справа). 17 раз в день демонстрировался 3D кинофильм "Концерт", у которого есть и второе название "Земля молодости". Зал вмещал 400 человек, а экран был размером 3х5 метра. Финальная часть кинофильма была не только в объёме, как и весь фильм, но ещё и в цвете, отчего эмоциональное воздействие на зрителя было ошеломительным. Уникальная картина была снята советскими кинематографистами при участии учёных Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ), г. Москва.  Автор этого опередившего своё время проекта - выдающийся советский учёный и кинорежиссёр - Александр Николаевич Андриевский (1899-1983), он работал над этой идеей в тесном контакте с изобретателем уникального киноэкрана, позволяющего видеть 3Д эффект без всяких очков - Семёном Павловичем Ивановым (1906-1972). За  три месяца это чудо смогли увидеть более полумиллиона зрителей. Так впервые в мире в СССР в 1941 году был открыт регулярный показ 3D кинофильмов, да ещё и по безочковой технологии. Нет повода для гордости?Читать далее...



Проекция стереоскопических фильмов по системе «Стерео-70»
А.Г. Болтянский, Н.А. Овсянникова, Д.Р. Ханукаев

(Впервые опубликовано в советском научно-техническом журнале "Техника кино и телевидения", №4 - 1978 год). Статья продолжает цикл публикаций выдающихся советских учёных научно исследовательского кино-фото-института (НИКФИ), г. Москва, которые в 1963 году разработали самую совершенную в мире технологию съёмки и проекции 3D (стереоскопических) фильмов - Стерео-70, аналогов которой нет и по сей день. Достижения советских учёных (и в частности данная технология) в сфере объёмного кинематографа (включая безочковое 3D кино и голографический кинематограф) были отмечены специальным Дипломом Американской киноакадемии "Оскар" в 1991 году. Сегодня в России существует современный вариант этой Оскароносной технологии - разработка НИКФИ и МКБК - современная цифровая моноблочная 3D камера "Phantom-Z65с широким набором стерео-оптики и базисных насадок, отвечающая всем современным требованиям профессионального кинематографа.

Стереоскопический кинематограф сегодня — один из видов кинопоказа, которым обслуживается советский зритель наряду с другими видами «плоского» кино: обычным, широкоэкранным, широкоформатным и кашетированным. Это стало возможно благодаря тому, что комплекс технических средств, объединенных в систему «Стерео-70», был разработан на базе широко применяемых в кинематографии оборудования и технологии [1, 2]. В настоящее время в СССР функционируют шесть кинотеатров с числом мест более 2000. В ближайшее время должны быть открыты ещё три стерео-кинотеатра, количество зрительских мест тогда превысит 3000, а это значит, что стереофильмы смогут смотреть ежегодно 6 — 8 млн. человек.

В репертуаре стерео-кинотеатров имеются четыре полнометражных художественных стереофильма, снятых по системе «Стерео-70»: «Нет и да» студия «Мосфильм», режиссёр А. Кольцатый, оператор К. Новиков), «Таинственный монах» (киностудия «Мосфильм», режиссёр А. Кольцатый, кинооператор П. Терпсихоров), «Парад аттракционов» - киностудия имени М. Горького, (режиссер А. Адриевский, оператор Д. Суренский), «SOS над тайгой» (киностудия «Мосфильм», (режиссёр А. Кольцатый, оператор Н. Большаков) — и два короткометражных стереофильма: «Вашу лапу, медведь» (киностудия «Мосфильм», режиссер Т. Лисициан, оператор А. Панасюк), «Осенние этюды» (киностудия «Мосфильм», режиссер-оператор Н. Большаков). Выходят на экран художественный полнометражный стереофильм «Замурованные в стекле» (киностудия имени М. Горького, режиссер А. Андриевский, оператор Ю. Малиновский) и короткометражные: кукольный мультипликационный фильм «Сувенир» (киностудия «Мосфильм», режиссер Э. Туганов, оператор, Нуут) и видовой фильм «Здравствуй, Сочи!» - студия «Мосфильм», режиссер Г. Бреннер, кинооператор Н. Рожков.

Вопрос о качестве стереопоказа приобретает в настоящее время первостепенное значение. Ответственность за качество демонстрирования усугубляется еще тем, что большинство зрителей впервые знакомится не только со стереоскопическим кино, но и с самим явлением искусственно создаваемого стереоэффекта.



Технические и технологические принципы "Стерео-70"
Н.А. Овсянникова, А.Е. Слабова

   
Данная статья выдающихся советских специалистов – учёных НИКФИ (Москва) в сфере объёмного (стереоскопического) кинематографа впервые опубликована в журнале «Техника кино и телевидения», 1975, №3. Система стереоскопического (3D) кино «Стерео-70» стала эталоном стандарта мирового 3D кино на многие десятилетия, остаётся непревзойдённой и по настоящее время. В 1991 году советским специалистам Научно-исследовательского кино-фото института (НИКФИ) Американская киноакадемия «Оскар» вручила награду – как признание выдающихся успехов российских специалистов в сфере объёмного кинематографа, в том числе и системы «Стерео-70».
Из личного архива И.Г. Даурова. На данном сайте и в сети интернет материал статьи 1975 года публикуется впервые - в 2014 году и предоставляется в оригинальном виде, без изменений и правок. Любые цитаты, ссылки - запрещены без указания сайта источника www.daurov-stereo.ru


Система стереоскопического кинематографа «Стерео70» включает комплект киносъёмочной аппаратуры, оснащение для кинопроекции, таблицы для определения стереопараметров съёмки и рекомендации по получению правильного и эффектного стереокиноизображения. По этой системе киностудия «Мосфильм» сняла фильмы «Нет и да», «Таинственный монах», «Русские этюды, «Вашу лапу, медведь», а киностудия имени М. Горького — «Парад  аттракционов». Эти фильмы показаны в СССР, Японии и ГДР. В настоящее время в крупных городах страны ведутся работы по оборудованию нескольких кинотеатров для показа по системе «Стерео-70».

Ранее в Советском Союзе в течение ряда лет демонстрировались стереофильмы, снятые нашими студиями. В первый период съёмочно-проекционная техника строилась по принципу однообъективного аппарата с зеркальной базисной насадкой, применялась 35-мм пленка с нестандартным шагом перфорации 19 мм. В 1952 г. эта система была заменена другой системой, основанной на применении стандартной 35-мм пленки с вертикальной стереопарой, с полным форматом каждого кадра стереопары, с двухобъективной оптикой и комплектом призменных базисных насадок. Стереофильмы, снятые такой техникой, имели высокое качество как по цветофотографическим показателям, так и по стереоэффекту. Было снято десять стереофильмов, с успехом прошедших по стереокинотеатрам страны. Единственный, но существенный недостаток системы - необходимость двойного протягивания «плёнки в киносъёмочном, звукозаписывающем и кинопроекционном аппаратах — затруднял широкое распространение стереокинематографа.

Читать далее...




© Игорь Дауров, 2013 год.

Данный материал не может быть опубликован полностью или частями без письменного согласия самого автора, передан третьим лицам и использован в качестве обучающего, кроме самого автора

Оригинал данной статьи опубликован в журнале "Мир техники кино" №28, 2013 год, а также в Сборнике Докладов пятой Международной научно-технической конференции «Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе и других областях" г. Москва, 2013 год. 




        В последнее время из уст некоторых продюсеров и даже режиссёров можно было слышать, что 3D кино себя изживает, что это временное явление и что ничего нового в плане языка оно не привносит в кинематограф как таковой. Конечно, это глубокое заблуждение. Развитие кинематографа как искусства мы наблюдаем постоянно, с момента его возникновения и по настоящее время. Кино за более чем столетний период своего существования, постоянно и революционно обновляло арсенал изобразительно-выразительных средств, находилось в поиске и освоении новых пластических форм, нового языка.  Развитие кинематографа как искусства всегда было тесно и непосредственно связано с внедрением новых технологий, с научно-техническим прогрессом. И кинематограф как никакой другой вид искусства жёстко увязан в своём развитии с технологиями. 

Но почти всегда новые технологии вначале их освоения проявляли себя не более чем аттракцион, как что-то «механическое» и даже «чужеродное». Вспомним, как уже признанный в своё время всеми гений немого кино - Чарльз Спенсер Чаплин вначале яростно не признавал появление звука в кино. Но позже, спустя десятилетие, он всё же пояснил, что отрицал не сам звук, а его крайне низкое техническое качество, которое на первоначальном этапе той технологии не позволяло творцу владеть этим средством на должном уровне. И поначалу получалась какая-то пародия на звучание, а инженерам и творцам потребовалось определённое время, чтобы технологии стали новым понятным и удобным, а главное - неотъемлемым выразительным средством кино. Ведь сегодня никому и в голову не приходит утверждать, что кино - искусством не является! А ведь на заре своего становления мало кто в «балагане для нищих» - как тогда презрительно нарекла синематограф «творческая богема», смог увидеть будущего «великого немого», потом звукового, цветного и объёмного кино как мощного и самого стремительно развивающегося из всех известных человечеству искусств.

Именно это сейчас и происходит с объёмным кино. Целый ряд художников не понимают пластику стереоскопического изображения, так как не обладают определёнными знаниями, желанием их получать, проверять на практике, неустанно и смело экспериментировать, ошибаться и снова практиковать. Только так технология становится мощным изобразительным и выразительным средством  - т.е. в развитии, которое может дать неустанный творческий поиск, желание творца пойти за горизонт уже привычных и комфортных средств, желание новизны, иного языка, новых пластических форм.

С каждым новым десятилетием своего развития кинематограф требует от всех, кто задействован в кинопроцессе, а особенно от главных его создателей – всё больших глубоких, фундаментальных знаний по широчайшему спектру науки и технологий. От творцов, помимо профессиональных знаний основ их ремесла, требуется всё больше проявлять свою эрудированность, образованность, способность к постоянному обновлению своих знаний, ибо кинематограф сегодня – это сложнейшее наукоёмкое производство, мгновенно вбирающее в себя самые передовые научные и технологические достижения человечества. Без детального изучения и понимания этих новых возможностей кино и без глубоких знаний, лежащих в основе технологий, без опыта их освоения на практике, ни один художник не сможет создать по-настоящему выразительный образ на экране.

Под изобразительно-выразительными средствами кино как традиционного, так и объёмного – стереоскопического, мы, прежде всего, будем понимать имеющийся в арсенале съёмочной группы тот обширный инструментарий средств, при помощи которых максимально точно передаётся замысел картины в соответствие с целями и задачами, поставленными в сценарии фильма, его режиссёрской интерпретацией, в его непосредственном пластическом воплощении. Удачно выбранные кинооператором 3D кино выразительные средства, непосредственно влияют на пластику итогового киноизображения, вызывая у зрителя ответное эстетическое и психо-эмоциональное восприятие кадра.

Какие же изобразительно-выразительные средства могут использоваться в традиционном кино и какова их эффективность в 3D кино: 

Уважаемые друзья, ознакомиться с полным авторским текстом данной статьи можно в книге Игоря Даурова "Практика съёмки и монтажа 3D фильмов". Книгу можно приобрести в PDF формате, пройдя по указанной ссылке.

© Игорь Дауров, 2013 год, www.daurov-stereo.ru, Мы снимаем 3D кино нового поколения. Профессиональная съёмка и производство 3D фильмов.


Данный материал не может быть опубликован полностью или частями без письменного согласия самого автора, передан третьим лицам и использован в качестве обучающего, кроме самого автора.




  С 24 октября 2013 года киноцентр БОЛЬШОЙ начинает показ первого в истории Дона и юга России 3D фильма режиссёра Игоря Даурова "Прогулки по Ростову-на-Дону".

Этот видовой документальный 3D фильм с элементами актёрской игры был задуман мною в 2008 году, когда о 3D кино в его новой волне возрождения в России ещё никто и ничего не говорил, да и толком никто его ещё и не видел, так как по стране только начались открываться первые современные цифровые 3D кинотеатры. Снимать 3D кино, а точнее "стерео-кино", как верно называть этот вид киноискусства - это моя мечта детства. В СССР были лучшие в мире технологии съёмки и показа объёмного кино, тогда мы опережали в этих технологиях многие кино-державы на десятилетия. Но наступила "перестройка ", за ней - крах СССР, и про советские разработки в России забыли. Но не забыли американцы. И в 1991 году советской системе съёмки и показа объёмного кино "Стерео-70" был вручён "Оскар" - за выдающиеся технические достижения в сфере объёмного кино и голографии...
Читать далее...



Многие специалисты, зрители и просто те, кто что-то слышал о 3D кино, стереоскопии, объёмном кино, задают себе и представителям профессионального кино-сообщества
ряд вопросов, суть которых сводится к следующему:

Почему в современном 3D кино зритель начинает скучать, не видя особой разницы в том, что ему показывают в обычном кино? Почему 3D кино не похоже на то, что мы видим в реальности? Почему Голливуд со всей его мощью экономической, творческой и как единоличный мировой монополист в кинопроизводстве, не в состоянии предъявить миру действительно иной вид кино?
Самостоятельный, неповторимый, то кино, с тем арсеналом пластических средств, которые в плоском варианте невозможно повторить. Почему?


Я постараюсь коротко и тезисно ответить на эти вопросы, по большей части на которые и более развёрнуто я отвечал в своих других статьях,
как на моём сайте, так и в профессиональной прессе, а также на форумах в сети.

У аспекта, как мне видится,  две основных проблемы:
1. Технологическая и научно-практическая;
2. Творческая и финансовая.

Есть ещё и "политическая", но это уже "метафизика", не стану развивать эту тему как главную, хотя здесь есть над чем подумать...

Человек с первобытных времён старался доступным ему путём как-то зафиксировать известный ему окружающий мир для сакральных или чисто эстетических, культурных нужд. И скорее всего, вначале человек оперировал всё же с объёмом, а не с графикой на стенах пещеры. Т.е. скорее всего это были чучела или куклы того, что хотел зафиксировать человек из мира ему видимого и осязаемого и провести какие-то ритуальные действа над этим. Затем - наскальная графика - условность, которая тем не менее, всем была понятна, дальше - больше,всем известно что было, но в результате - скачок - фиксация движущегося изображения на плёнке, но по-сути это был снова продвинутый вариант наскальной живописи, дополненный пластическими и художественными достижениями в живописи эпохи Возрождения... До момента возникновения объёма в кино, т.е. стереоскопии.
Читать далее...



В последнее время, в 2015-2016 году, наблюдается некий спад интереса зрителей кинотеатров к 3D кино, хотя на экраны продолжают регулярно выходить кинофильмы, снятые в 3D формате. В чём причина спада зрительского интереса к объёмному кино? Почему многие зрители жалуются на дискомфорт, усталость или даже головную боль, реже -  тошноту при просмотре 3D кино? Чем обусловлены эти жалобы и спад зрительского интереса к 3D кино?

Так устроен человек, наше современное общество, что всё новое и успешно развивающееся, особенно ещё и в плане бизнеса, часто подвергается нашему пристальному вниманию, в том числе и со стороны прессы. 3D кино или, как этот вид кинематографа называли во всём мире ранее - стереокино, возникло не с появлением картины "АВАТАР". Первые попытки придать движущемуся киноизображению эффект объёма, пространственности, были реализованы практически сразу после изобретения самого кинематографа в 1895 году французами братьями Люмьер. Эта первая попытка была неудачной, так как сама технология реализации обычного кинематографа того периода была крайне несовершенна, а для 3D кино это один из важнейших факторов, влияющих на общее зрительское восприятие. Впервые кинопоказ 3D кино на регулярной коммерческой основе был реализован в СССР в 1941 году, причём по безочковой технологии. Т.е. зрители могли видеть объём на специальном проволочно-растровом киноэкране без всяких очков! Подробнее об этом можно прочесть здесь: "Инновационные технологии 3D кино и голографии в России".




        Если говорить о новом - цифровом этапе развития визуальных технологий, развития кинематографа на основе цифровых способов записи и воспроизведения движущегося изображения, дающих в итоге нам объёмное изображение, то 3D кино как никакая иная инновационная сфера, сегодня вызывает шквал интереса, граничащего порой с нездоровой истерией как целых изданий, так и отдельных журналистов, да и просто - обывателей, что-то пишущих по этому поводу на пространствах интернета. Однако, как правило, все эти публикации можно свети к присказке "слышал звон, да не знаю, где он". Позволю себе на правах специалиста, занимающегося не только в теории, но и на практике всем тем, что связано с современным 3D кино, дать некоторые комментарии по этому поводу. Итак, научно-обоснованные факты.

Читать далее...




Как смотреть 3D-видео на YouTube

Как смотреть наши (студии daurov-stereo) и другие фильмы и ролики в формате 3D (stereo)?
Видео, размещённое на канале YouTube должно изначально быть создано как стереоскопическое (3D STEREO), содержащее сразу два ракурса отснятого материала в виде сжатой по горизонту стереопары - side by-side). "STEREO" или СТЕРЕО - это то же самое, что и "3D фильм", но более точное название объёмного стереоскопического кино. Формат 3D STEREO принят телевещателями 3D TV по всему миру как стандарт 3D TV. Исходник такого видео выглядит как два кадра рядом со сжатым по бокам изображением. Плеер YouTube имеет настройки для просмотра 3D на любом современном 3D TV, ноутбуке с поддержкой 3D (технология Nvidia 3D Vision), мониторе с поддержкой 3D, домашнем 3D проекторе или на обычном - любом мониторе при помощи доступных красно-синих очков. Однако при просмотре в красно-синих (анаглифных) очках качество 3D не гарантируется ввиду несовершенства этой давно устаревшей технологии. Для качественного просмотра 3D рекомендуется иметь монитор с поддержкой 3D или 3D телевизор, а также специальные 3D очки к данному ТВ, монитору или к домашнему 3D проектору.

Канал YouTube имеет универсальный плеер, который позволяет смотреть как обычное видео, так и видео, которое пользователи загрузили как 3D видео. Просмотр возможен как при помощи высококачественных 3D телевизоров, бытовых 3D проекторов и 3D ноутбуков, так и при помощи самого простого метода - с использованием анаглифных (красно-синих) 3D очков - на любом мониторе или экране смартфона. По умолчанию, при воспроизведении 3D видео, плеер YouTube включит режим для красно-синих очков (красный фильтр для левого глаза, а сине-зелёный для правого). Пример 3D STEREO видео для просмотра: "3D EAST"

Данный 3D клип и другие 3D фильмы студии daurov-stereo вы можете посмотреть в 3D и у видеть объём при помощи красно-синих очков, а также сможете выбрать любой другой вариант просмотра, включая обычное видео. Чтобы отключить режим 3D просмотра и перейти на просмотр 3D ролика в обычном формате, нужно нажать внизу плеера, справа - кнопку в виде "шестерёнки". Затем во всплывающем меню, перейти на верхний пункт: 3D - Анаглиф, нажать на этот пункт, вы увидите три пункта 3D, 2D, Анаглиф. Если нажать на пункт "2D",то включится обычный режим просмотра - вы увидите обычное плоское изображение данного ролика. Чтобы вернуть 3D режим для красно-синих очков, надо снова нажать на кнопку в виде шестерёнки, потом на пункт 3D - 2D, потом выбрать снова Анаглиф. Качество просмотра рекомендуется выставлять максимальное, т.е. 1080p, при этом нагрузка на зрение будет минимальна.

Самый качественный вариант просмотра 3D фильмов на YouTube - при помощи домашнего 3D телевизора или 3D проектора. Для воспроизведения 3D видео при помощи 3D TV, smart 3D TV - нужно подключить ваш 3D телевизор к каналу YouTube по интернет (или скачать наши 3D фильмы на USB флэшку и подключить её к вашему 3D TV), выбрать нужное вам 3D видео, при этом очень важно принудительно настроить ваш аккаунт на максимальное качество воспроизведения, иначе по умолчанию вы увидите минимально возможное качество, что недопустимо (зависит от скорости вашего интернет провайдера), затем перевести ваш 3D ТV в режим воспроизведения 3D (если телевизор не переключается автоматически в режим 3D), выбрав соответствующую видео настройку (кадры рядом) или иную (современные 3D телевизоры при подключении к каналу YouTube, сами определяют формат 3D видео и включают режим 3D воспроизведения автоматически).  Если изображение на экране вашего 3D TV двоится, словно наложенное друг на друга, но без красно-синих контуров - значит ваш 3D телевизор включил воспроизведение 3D с канала YouTube. Вам нужно надеть прилагаемые к вашему 3D телевизору 3D очки и наслаждаться просмотром! Возможно ваш 3D TV потребует произвести дополнительные настройки, где потребуется выбрать "метод просмотра", наши 3D фильмы записаны методом горизонтальной стереопары (кадры рядом), этот значок (два кадра рядом и чуть сжаты по горизонту) в меню вашего 3D TV и следует выбрать.

3D фильмы студии "daurov-stereo" изначально сняты в формате 3D (stereo-film)  на специальные 3D камеры, регистрирующие во время съёмки сразу два ракурса изображения. Т.е. Наши 3D фильмы - это не обман, которым занимаются некоторые недобросовестные производители 3D контента путём дешёвой и некачественной программной конвертации изначально плоского изображения, дающего в итоге суррогат восприятия объёма, утомляемость при просмотре, низкое качество визуализации картинки. Мы производим свои 3D фильмы в полноценном и не вредящем здоровью зрителя формате Real 3D. Смотреть 3D фильмы студии DAUROV-STEREO на канале YouTube в 3D





Хотите узнать секреты съёмок 3D кино и научиться грамотно снимать 3D собственного производства? Книга Игоря Даурова "Практика съёмки и монтажа 3D фильмов" вам в этом поможет.
Именно в виде полноценной 3D съёмки двух ракурсов, снятых в реальности как два канала изображения, наши фильмы и загружены на канал  YouTube для вашего ознакомления. Т.е. плеер канала YouTube не производит никаких конвертаций нашего 3D материала, а лишь предоставляет возможность выбрать вам тот или иной вариант просмотра, исходя из ваших технических возможностей. Самое простое чтобы увидеть 3D эффект в плеере YouTube - надеть "красно-синие" очки (для левого глаза красный фильтр, для правого - сине-зелёный). Однако при этом давно устаревшем методе есть существенная потеря в чёткости и цвете итоговой 3D картинки. Этот метод можно рассматривать исключительно как ознакомительный, при этом судить о самом эффекте 3D, его эффективности и общем качестве фильма, рассматривая объёмное изображение в красно-синих очках категорически нельзя!


Качественно и безопасно для зрения, в полном цвете увидеть и оценить 3D  эффект при просмотре фильмов, созданных студией daurov-stereo, можно при помощи электронных или поляризационных очков и 3D TV, с активной или пассивной сепарацией 3D контента, а также при помощи монитора компьютера, ноутбука (есть уже и такие) с поддержкой 3D, а также при помощи проекции c мультимедийного 3D  проектора. Режим 3D в плеере канала YouTube настраивается под нужный вам метод и формат 3D, а сам 3D эффект можно легко в плеере YouTube отключить и смотреть материал в плоском виде. Однако пластика объёмного видео отличается от пластики и приёмов съёмки обычного изображения. Мы рекомендуем наши ролики смотреть в 3D формате. Достаточно нажать кнопку 3D и в плеере YouTube можно выбрать разные варианты просмотра этого видео.
Читать далее...



2 июня 2011 года я обратился к Председателю Правительства России Владимиру Владимировичу Путину - отменить его же решение о продаже 100% акций ОАО "ТПО "Ростовская киностудия" - единственной в Южном федеральном округе киностудии, которой в 2012 году исполняется 85 лет. Этим решением старейшая южно-российская киношкола попросту ликвидируется, так как государство не оставляет за собой контрольный пакет акций, собственник волен с этими активами сделать что угодно...

К сожалению и великому прискорбию кинематографистов России и Дона 86 летняя история старейшей в мире Ордена "Знак Почёта" Ростовской киностудии завершилась. В 2013 году государство решило продать все 100% акций ОАО ТПО Ростовская киностудия (ему же и принадлежавших) с открытого аукциона. 24 сентября 2013 года аукцион состоялся. Ростовская киностудия продана за 53 миллиона 800 тысяч рублей. Нам не оставили даже малейшей надежды на продолжение того, что создавалось кровью и потом многих поколений. Не дали ни малейшего шанса на возрождение. Чиновники, представляющие интересы государства, действующие от его имени - лишили всех нас - граждан России в своей стране, на своей земле права на культуру, на развитие. "Духовные скрепы" о которых так патетично говорилось с высоких трибун оказались подлым лицемерием. Ростовская киностудия продана частному лицу как "мешок картошки", без обязательств сохранять кинопроизводство. Все сотрудники по закону РФ, соблюдая его - уволены, новый владелец - бывший вице-губернатор Краснодарского края Агафонов Алексей Юрьевич не намерен заниматься кинематографом.

Сам пост и дискуссия об этом на форуме находится здесь: http://www.really.ru/forum/11/2670.html

И материалы по этой же теме: http://www.newsland.ru/news/detail/id/811500/

Сюжет телекомпании Южный регион-Дон: http://www.yugmedia.ru/node/1530



Государство продает Ростовскую киностудию: http://www.rosbalt.ru/federal/2011/10/27/905936.html



Посмотрел долгожданную премьеру режиссёра Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) «Хранитель Времени 3D» (Hugo).

Мартин Скорсезе снял детский приключенческий детектив – так говорят афиши и официальные релизы. Ранее сам Мартин Скорсезе довольно жёстко критиковал то, как снимают сегодня в голливуде современные 3D фильмы, в частности Скорсезе не обошёл критикой и своего коллегу по киноцеху  – Джеймса Кемерона (James Francis Cameron) с его картиной «Аватар 3D». По мнению Скорсезе (в чём я с ним полностью солидарен), современные кинематографисты – режиссёры в частности, не используют истинный потенциал стерео (3D) кино, не понимают его возможности, не владеют его арсеналом пластических средств. В результате чего интерес зрителей к новой волне прихода в коммерческий показ 3D кино – начинает охладевать.






Скорсезе винит в этом, прежде всего самого Кемерона, который и сам выступал с резкой критикой своих коллег, бросившихся на перегонки друг с другом зарабатывать деньги от коммерческой волны 3D кино, слабо при этом понимая, как его снимать или шли по пути конвертации, путём использования компьютерных технологий - когда из уже отснятого плоского кинофильма тот конвертируется в 3D формат.  Сам Кемерон в нашумевшем «Аватере» крайне неумело и беспомощно использовал стереоскопию. А фильмы и вовсе не снимавшиеся в 3D изначально, но конвертированные после - вызвали у зрителей резкое неприятие, ибо конвертация, особенно сделанная кое-как, не может конкурировать по качеству и психоэмоциональному эффекту восприятия с реально снятым 3D фильмом - Real 3D. 




Хотите научиться грамотно снимать 3D кино?
"Практика съёмки и монтажа 3D фильмов" - учебно-практическое руководство-пособие на основе оригинальных мастер-классов Игоря Даурова.

Данная статья опубликована автором в журнале "Мир Техники кино" № 21, 2011 год в оригинальном названии:
"Об отрицательных сторонах переноса приёмов съёмки и монтажа из современного плоского в стереоскопическое (3D) кино и о путях преодоления данной проблемы"

автор: И.Г. Дауров - член Союза кинематографистов РФ, режиссёр-стереограф, автор научно-практических публикаций и докладов в области объёмного кино, участник и докладчик научно-практических конференций по стереоскопии в г. Москве в 2009-2011 г.г., победитель первого фестиваля стереокино в России 2010 года. Специальный диплом жюри фестиваля Арт-кино в 2011 году "За вклад в развитие стереоскопического кино в России". Победитель второго Международного фестиваля 3D фильмов в Москве в 2011 году (документальный 3D фильм "Северный путь"), лауреат фестиваля стерео-фильмов в Сан-Франциско в 2010 году, автор документальных 3D фильмов: "Каяльские зарисовки", "Прогулки по Ростову-на-Дону", "Новочеркасский технологический техникум-интернат", "Velorostov-CUP. Кросс-кантри 2010", "Северный путь", "Легенды Абхазии"