Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

Когда мы увидим голографическое кино?

 В.Г. Комар
 
Когда мы увидим голографическое кино?
Голографическое кино изобрели в России.


© автор статьи: И.Г. Дауров
Памяти выдающегося русского учёного - создателя системы голографического кино В.Г. Комара (1913 – 2014).

Представьте себе: вы включаете свою домашнюю настенную телевизионную панель, и  пространство вашей комнаты заполняет объёмное изображение – точно такое, как вы видите в окружающем реальном мире и это трёхмерное изображение видно без всяких очков и приспособлений – легко и свободно. При этом вы можете рассмотреть интересующий вас объект с разных сторон, даже увидеть то, что скрыто за рассматриваемыми вами предметами, или подойти вплотную к персонажу и он от этого не станет менее реальным, напротив – чувство реальности захлестнёт ваши эмоции… Как говорится – «Звёздные войны» с их голо-проекцией по «межгалактической голографической связи» отдыхают! Фантастика? – скажете вы. И ошибётесь, ибо уже сегодня всё это возможно и теоретически и практически. Но как?

 


Вначале нам нужно хорошо разобраться: так что же такое «голография» и «голографическое кино или телевидение»? Дословно термин, «голография» пришедший к нам из Древней Греции, означает «полная запись». В современной науке голография – это набор технических и технологических принципов, устройств, благодаря которым мы получили возможность создать  точную волновую световую копию любого известного нам объекта природы. Т.е. методами голографии мы как бы «фиксируем свет в пространстве и времени» и сохраняем т.о. изображение любого объекта, от которого может отразиться свет – в виде его точной волновой световой копии. Эта копия ничем не отличается от оптических свойств самого объекта, т.е. воспринимается не только нашим зрением как реальный объект, а даже физическими приборами регистрируется как реальный оптический объект.

Дело в том, что, к примеру, всем доступная фотография – это совсем не «полная запись» того, что мы хотим запечатлеть. Обычная фотография, вне зависимости от способа её получения, может зафиксировать и сохранить для нас лишь очень малую часть информации, поступающей в объектив камеры от объекта съёмки. Фотокамера или кинокамера записывают на плёнку или цифровой регистратор лишь амплитуду световой волны, потеряв при этом практически всё, чем обладал снимаемый объект в реальной жизни – объём, пространственность, телесность, эффект оглядывания итогового предмета на снимке с разных сторон… А голография способна зафиксировать не только амплитуду световой волны, но и её фазу. Именно это потом нам и позволяет  увидеть на голографическом снимке предмет таким, каким он и является в реальности – истинно объёмным и на 100% реалистичным.

Как же создать голограмму чего-либо? Теоретические принципы записи голограммы были впервые изложены британским учёным венгерского происхождения Денисом Габером в 1947 году. Габер и придумал название своему методу как «полная запись», т.е. голография. Голограммы, полученные Габером как случайный продукт в ходе исследований по усовершенствованию электронного микроскопа, были крайне низкого качества и не получили никакого практического применения, так как на тот момент не существовало ещё когерентного источника света – лазера. Лазер необходим при записи качественной и подлинной голограммы - как источник когерентного (строго упорядоченного по своему распространению в пространстве света одной длинны волны).
Лазер – по сути есть квантовый генератор. И первые лазеры появились лишь в 1954 году, благодаря открытиям советских учёных Н.Г. Басова и А.М. Прохорова. В последствии - вместе с американским учёным Чарльзом Таунсом, работавшим в этом направлении параллельно, все они получили Нобелевскую премию за «фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей на лазерно-мазерном принципе».
[cut]
Появление лазеров дало толчок в развитии изобразительной голографии в мире. Как же создают сегодня художественные голограммы? Рассеянный свет лазера, направленный на фотографируемый методом голографии предмет, отражается от него и без всяких объективов и фотокамер посылается прямо на чувствительную к свету лазера фотопластину со специальной фотоэмульсией высокого разрешения (5000 – 10000 линий на 1 миллиметр поверхности). Рассеянный свет от предварительно расщеплённого на два пучка этого же самого лазера, но уже минуя фотографируемый предмет, направляется прямо на ту же фотопластину, что и отражённый от предмета свет от первого пучка лазера. В результате, благодаря известным со школьных уроков физики явлениям интерференции и дифракции,  две световые волны от одного когерентного источника складываются вместе, образуя в чувствительном к свету лазера слое фотоэмульсии интерференционный узор, невидимый простому глазу. Этот «узор» и есть волновая световая копия реального объекта, который мы фиксируем методом голографии.

                                                Принцип записи голограммы
 
К слову, если для фиксации голограммы использовался бы цифровой зеркальный фотоаппарат, или цифровая кинокамера, у которой матрица имела бы физические размеры  36х24 мм, то для возможности фиксации интерференционной голографической картины, разрешение такой матрицы должно было бы равняться минимум 180К, а в случае с голографическим кино – так и вовсе 360К! Сегодня технологически не представляется возможным изготовить такую матрицу для цифрового метода записи голограмм, ибо максимально возможное разрешение цифровых датчиков сегодня не превышает всего 8-10К…

Вернёмся к нашей голограмме. После проявления и фиксирования на записанной вышеуказанным способом голограмме вы ничего не увидите, фотопластина на просвет окажется абсолютно прозрачной, лишь слегка «затонированной». Так получается оригинал или мастер-голограмма, которая становится  «негативом» для последующего размножения. И лишь после контактной просветной печати в свете направленного на сложенные вместе пластины пучка лазера, её проявления и фиксации, мы получим нашу изобразительную голограмму, которая будет воспроизводить нам в полной красе волновую световую копию отснятого объекта в обычном белом свете, к примеру - светодиодного фонарика, ксеноновой или галогенной лампы.

Удивительные свойства голограммы, которые отличают её от фотографии и всего другого таковы, что даже разбив исходный снимок на мелкие части или поделив его, в каждой из таких частей мы увидим полное трёхмерное изображение предмета, а не какую-то его малую часть. Но чем меньше будет осколок, тем менее чётким будет и изображение. Это означает, что голограмма хранит всю информацию о предмете, запечатлённом на ней – в каждой самой малой точке пространства интерференционной картины. Т.е. в каждой точке голограммы сосредоточена информация обо всём предмете на ней изображённом. Сегодня некоторые учёные полагают, что вся наша Вселенная создана по принципу голограммы…     

Решающая роль во всей этой технологии и методике записи голограмм также принадлежит советскому учёному Ю.Н. Денисюку. Необходимо знать и помнить, что первые в мире высококачественные голограммы были выполнены в СССР. Юрий Денисюк в 1968 году впервые предложил и успешно реализовал на практике метод отражательной голограммы, при котором для воспроизведения итогового голографического снимка не нужен был лазер, голограмма воспроизводила зафиксированную на ней волновую копию объекта в обычном белом свете. Метод Юрия Денисюка по сей день является единственным в мире, который используется в разных сферах – от оборонной промышленности, медицины, науки, до художественной голографии, он позволяет создавать изобразительные голограммы высочайшего качества, но просто и практически у себя дома. Поразительные по качеству изображения художественные голограммы выполнялись тогда специалистами НИКФИ (г. Москва) - О. Серовым и др., и в государственном оптическом институте ГОИ – Ленинград.

Художественные голограммы, изготовленные по методу академика Ю.Н. Денисюка

Следует отметить, что сегодня многие ошибочно принимают за голограмму или голографическое кино то, что таковым вовсе не является. В частности с голограммой путают растровые автостереоскопические открытки, известные многим ещё с советских времён и продающиеся сегодня в каждом переходе. Это не голограмма. Эти открытки, обложки тетрадей с изображением рыбок в аквариуме, природы, животных, разнообразные закладки и прочие «сувениры» - по-сути тот же обман нашего мозга, что и стерео (3D) кино. На самом деле там нет никакого третьего измерения, а есть несколько плоских ракурсов предмета, которые при помощи микролинз, наклеенных поверх многоракурсной фотографии сепарируют (вместо 3D очков) эти картинки в зоны для видения правого и левого глаза. В результате рассматривая такие картинки под определённым углом, можно увидеть 3D эффект, напоминающий 3D кино в очках, но более низкого качества, ввиду естественной специфики этого метода. Но заглянуть за объект на таких изображениях, осмотреть его сверху и снизу не представляется возможным, а качество – разрешающая способность таких открыток никогда не может сравниться с простенькой голограммой.

Не является, разумеется, никакой «голо-проекцией», голограммой или «голографическим кино» распространённый в шоу-бизнесе (особенно на так называемых "голографических концертах" давно умерших поп-звёзд) и на некоторых презентациях приём, который называют как   «голографическая инсталляция». При этом псевдо-голографическом методе театральную сцену или какое-то замкнутое пространство отделяют от зрителя несколькими метрами (чтобы не увидели подвох), создают своеобразный тёмный закрытый бокс, а его задник драпируют чёрным материалом. В обязательном порядке ставят особый сложный свет, а в условном пространстве сцены размещают тщательно замаскированный полу-прозрачный экран из тонкой плёнки-полимера под углом в 45 градусов к зрителям. Затем спрятанный внизу или вверху обычный (даже не 3D) цифровой проектор в масштабе 1х1 воспроизводит методом отражения от скрытого от глаз зрителей  обычного киноэкрана, заранее снятые на абсолютно чёрном фоне сцены с людьми, предметами, компьютерной анимацией и отражает на этот полупрозрачный экран. И потом в эти сцены вводят и живых людей, которые размещаются с обратной стороны полупрозрачного экрана. Т.е. актёры, проекция и зрители разделены полупрозрачной плёнкой, что организаторы таких инсталляций пытаются скрыть, ограничивая приближение к сцене физически. Используя специально выставленный свет, зрительное сопоставление реальных - живых актёров в сочетании с плоской проекций их же самих или других людей, анимации, графики, а также удалив зрителей на почтительное расстояние – получают некую иллюзию «трёхмерности». Но, разумеется, это не голограмма! А обычная проекция абсолютно плоского изображения, но нетрадиционным способом - на белый экран, а по-хитрому, используя оптический обман, который легко разоблачить, и метод этот был известен ещё средневековым фокусникам и "магам" как «комната с призраками»…

Подготовка лазеров к голографической съёмке Виктор Комар и киносъёмочная камера для цветного голографического кино, 1986 год НИКФИ


Итак, мир ещё в прошлом веке получил способ точной фиксации и воспроизведения видимой нами картины мира в её первозданном совершенстве при помощи голографической записи изображения, но это лишь пойманный миг, стоп-кадр. А что же голографическое кино? Можно ли получить движущееся голографическое изображение, а не отдельные статичные кадры голограмм? И можно ли потом это голографическое изображение увеличить и спроецировать на киноэкран, чтобы его полноценно наблюдал массовый зритель? Над решением этой задачи бились учёные и крупные корпорации во многих промышленно развитых странах мира: в Канаде, Германии, Америке, Японии - начиная с появления самой голографии… С начала 1970-х годов в СССР в Москве, в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ) под руководством Виктора Григорьевича Комара (1913-2014), который прожил более 100 лет, начинаются работы по голографическому кинематографу. Перед советскими учёными стояла грандиозная задача, ведь никому в мире до этого не удавалось спроецировать маленькие кадрики отдельных голограмм на экран – так, чтобы увеличенное голографическое движущееся изображение могли наблюдать несколько зрителей, десятки, а потом и сотни. Ведь если голограмму спроецировать на простой экран, известным нам способом, то никакого объёма зритель не увидит, а увидит обычное плоское изображение. Что же делать?
 
И только советские учёные под руководством В.Г. Комара смогли на практике продемонстрировать первую действующую систему голографического кинематографа в мире. Случилось это 7 октября 1976 года на очередной ежегодной научно-практической конференции UNIATEC, которая проходила на этот раз в Москве. Представителям из 27 стран мира, учёным, прессе советские специалисты продемонстрировали первый в истории человечества голографический кинофильм! На небольшом специальном голографическом экране (60х80 см.) четыре человека одновременно (по обе стороны экрана) могли видеть 30-секундный монохромный голографический ролик, в котором девушка на крупном плане, одетая в русский наряд, медленно перебирала драгоценности в хрустальной вазе… Шок от увиденного у присутствующих был очевиден, ибо, даже после окончания демонстрации, когда уже включили свет, в помещении где проходил этот сеанс, воцарилась тишина, а потом – восторженные возгласы и овации. В.Г. Комар впоследствии делал доклады по вопросу системы голографического кинематографа на научно-практических конференциях по всему миру – в Страсбурге, Нью-Йорке, на конференциях Международного Общества инженеров кино и телевидения SMPTE… Мировая научная общественность признала тогда приоритет СССР в этих разработках.

Кинооператор Ефим Сухман и Мария Воландина во время съёмки первого в мире голографического кинофильма. СССР, Москва - 1976 год, НИКФИ Первая в мире актриса голографического кино Мария Воландина-Иванова, 1976 год, Москва, НИКФИ - СССР

Триумф российской науки, технологий был очевиден. Короткий голографический фильм, продемонстрированный тогда советскими специалистами в НИКФИ, произвёл сенсацию, а западная пресса восторженно писала о чуде, которое в очередной раз предъявили миру русские. Эта демонстрация показала принципиальную возможность создания кинотеатральной системы голографического кинематографа для массового зрителя, показала новые невероятные изобразительно-выразительные возможности кинематографа будущего - голографического кино, предопределила вектор развития многих отраслей наукоёмких технологий в мире на многие годы вперёд.

В.Г. Комар и голографический кинопроектор, 1976 год
 


Надо отметить, что изготовление голографического киноэкрана – одна из самых сложных и казалось – нерешаемых проблем в создании системы массового голографического кинематографа. Но в СССР и эту задачу успешно решили. Экран представлял из себя не обычное белое поле, а запись голограммы вогнутого зеркала на большой стеклянной светочувствительной пластине – носителе. В итоге, для получения нескольких зон просмотра для множества зрителей, на такую голограмму многократно экспонировали под разными углами изображение вогнутого зеркала и т.о. множили зоны зрительского видения проецируемого на такой экран полноценного трёхмерного изображения с эффектом оглядывания его с разных сторон каждым из зрителей. Сколько зрителей в зале – столько нужно было сделать и экспозиций. Технически это чрезвычайно сложная задача, которую решили только в СССР. И даже сегодня ни одна страна мира не смогла создать такой экран.
Справедливо упомянуть об одном удивительном свойстве голограмм. Если методом голографии сфотографировать, скажем, зеркало, то голограмма будет из себя представлять именно зеркало со всеми его оптическими и отражательными свойствами. Если методом голографии снять, к примеру, линзу от объектива, то голограмма такой линзы и будет сама линза со всеми её оптическими свойствами…

 На этом снимке: голографический экран с 4-мя зонами просмотра, по две с каждой стороны и голографический проектор, НИКФИ - 1984 год
В первой демонстрации голографического кинофильма зрительских зон видения было по 2 с каждой стороны экрана. Гениальная мысль такого способа решения проблемы проекции голограмм – как статичных, так и голографического кино - пришла в голову советскому учёному Виктору Григорьевичу Комару – в то время руководителю НИКФИ. Повторить с тех пор эти достижения советских учёных или придумать иной, более качественный, более простой и относительно недорогой способ проекции голограмм больше не смог в мире никто по сей день.
Почему это стало возможным именно в СССР? По факту СССР был государством с мощнейшей наукой, с независимым кинопроизводством и киноиндустрией, централизованным финансированием научных проектов  - всех институтов страны. В СССР было то, чего не было и нет на Западе – единого управления наукой и научными проектами в масштабах страны.
Система капитализма, имеющая очевидные плюсы, всё же базируется на принципах индивидуализма и острой конкуренции - не могла сосредоточить проблему голографического кино в одном «фокусе» интересов одной частной корпорации. Нестыкующиеся интересы множества конкурирующих корпораций в принципе не смогли объединить свой научный и финансовый потенциал для решения этой сложнейшей научно-технической проблемы.

В СССР над проблемой голографического кинематографа, чтобы всё это воплотить в железе, работало около полутора десятков крупнейших НИИ страны, большая часть из которых – закрытые предприятия оборонного направления, попросту – секретные «абонентские ящики». Государство тогда на науку выделяло колоссальные ресурсы, увидев в голографическом кино реальные перспективы, выделило деньги и на эти разработки. В ходе работ по голографическому кино, как уже отмечалось выше, впервые в мире советские специалисты (доктор химических наук профессор Н. И. Кириллов - НИКФИ) изобрели в 1976 году фото и киноплёнку с разрешающей способностью до 10.000 линий на 1мм рабочей поверхности! Повторить эти достижения советских специалистов также никто не может и по сей день во всём мире.

Примечание. Разрешающая способность фото и киноплёнки – это способность светочувствительного слоя раздельно воспроизводить детали объекта съёмки и она выражается количеством линий (черных и белых), равных между собой по ширине, умещаемых на площади в 1 мм поверхности светочувствительного материала и чётко читаемых при проекции или рассмотрении.

 Кадр голографического фильма, НИКФИ  Кинопроектор для показа цветного голографического кино, Москва, НИКФИ, 1984 год

 Разрешающая способность лучших мировых образцов традиционной 35мм киноплёнки, (кинонегатива) ещё недавно считавшейся эталоном качества мирового кино и теле-производства, составляла максимум 200 линий на 1мм поверхности киноматериала. А в конце 70-х годов прошлого столетия самую высокоразрешающую кино и фотоплёнку в мире делали только японцы (для оборонной промышленности, аэро и космической съёмки), в их специфических фото-материалах разрешение достигало максимум 500 линий на миллиметр поверхности, и то – только в лабораторных, так сказать в идеальных условиях! Но для голографии такое разрешение фотоматериала не пригодно. И лишь советским специалистам удалось на практике изготовить фотоматериалы разрешением от 5000 линий на миллиметр поверхности до 10000, а впоследствии и до 15000 линий на миллиметр – для цветной голографии.

1984 год - в СССР, всё в том же НИКФИ, под руководством В.Г. Комара впервые в мире снят и продемонстрирован первый экспериментальный цветной голографический кинофильм. Для его демонстрации был изготовлен так называемый множительный голографический киноэкран – это голограмма вогнутого зеркала большого диаметра, снятая во множестве ракурсов, которые делят зал на зрительские зоны, с которых наблюдается в полной мере, с эффектом оглядывания движущееся цветное трёхмерное голографическое изображение. Для просмотра рабочих материалов цветного голографического кинофильма в условиях киностудии, был изготовлен специальный зеркальный киноэкран большого диаметра (около 2,5 метров), представляющий из себя зеркальную плёнку, которая вакуумом прижималась к вогнутой поверхности и заменяла дорогостоящее вогнутое зеркало до изготовления цветного проекционного голо-экрана. И снова СССР стал лидером в новейших технологиях!

 Рабочий студийный экран для просмотра голографического кино, НИКФИ
 


Интересно, а особенно – для нынешних «скептиков от кино», будет рассказать о том, как собственно оценивали перспективы голографического кино современники того времени и прежде всего – признанные мастера киноискусства. Великий русский кинорежиссёр Андрей Тарковский в 1985 году в своём выступлении перед кинематографистами Италии сказал:  важнее всего было бы для кино стать голографическим…

Не менее выдающийся российский композитор кино Эдуард Артемьев: качественно кино найдёт себя именно в голографии... А вот что писала пресса тогда по всему миру об этих достижениях советских учёных. Б. Хаппе – крупнейший английский учёный, редактор Британской энциклопедии по кино: я и делегаты конференции, присутствовавшие в СССР в 1976 году на первой в истории человечества демонстрации голографического кинофильма, видели подлинные результаты, имеющие огромные и вероятно ещё не осознанные возможности, почувствовали, что они являются свидетелями исторического события, сравнимого с классическими демонстрациями пионеров прошлого в кино и на телевидении…

Немецкий журнал «Лазер-Электрооптик» в 1978 году писал: исследования в области голографического кино проводили Хейнс, Брум, Лит, Хсао, Ландсман, Поул, Денисюк. Предложенные ими методы, основанные на использовании больших зеркал, мелкоструктурного растра не дали положительных результатов. И только В. Комар смог по своему методу впервые продемонстрировать первый короткий голографический кинофильм в октябре 1976 и эта дата стала теперь исторической…

Приоритет России в области голографического кино отметил в 1985 году П. Смигильский – учёный, глава Франко-Германского Оптического НИИ г. Сант-Луи – Франция.
Но практическое значение голографического кинематографа выходит за рамки театрального применения.  В 1983 году Академия наук СССР, вышла с предложением создать киноинтерференционную голографическую систему для бесконтактного контроля важных изделий для авиационной промышленности, а также как средство научного исследования информации.
После этого научного и практического успеха, учёные НИКФИ и других институтов, кинематографисты студии имени М. Горького приступают к подготовке по производству первого полноценного голографического кинофильма для коммерческого кинопоказа массовой аудитории в первом голографическом кинотеатре в мире!

На снимке: Научно исследовательский кинофотоинститут - НИКФИ г. Москва

Это должен был быть анимационный кинофильм, с использованием в качестве актёров кукол, а качестве декораций - макетов. К 1985 году под руководством Виктора Комара и его лаборатории в НИКФИ, были построены киносъёмочный аппарат для съёмки цветного голографического кино, павильон, декорации… Для цветной голографической киносъёмки в небольшом павильоне, снимаемая сцена освещалась лазерным светом трёх длин волн: красного, зелёного и синего излучения. Для съёмки такой анимации использовались лазеры непрерывного излучения (аргоновый и криптоновый). А для съёмки живых объектов – людей использовался импульсный рубиновый и гранатовые лазеры с длительностью импульса 50 и 12 наносекунд. В съёмочных камерах использовались объективы с большой апертурой, с диаметром входной линзы  – 200мм и с большой светосилой (1:0,75). Съёмка велась покадровая, с прерывистым движением голографической плёнки в кинокамере, на которую направлялся опорный пучок лазерного света. Голографическая киноплёнка для цветных съёмок изготавливалась в НИКФИ совместно с НИИ ХИМФОТО, ширина киноплёнки 70мм, шаг прерывистого движения в кинокамере – 47,5мм.
Для того чтобы стало возможным снимать сцены большей площади, а также сцены вне съёмочного павильона – на натуре (в обычном некогерентном свете), предусматривалось применение мелкоструктурных растров, располагаемых непосредственно перед голографической киноплёнкой.

Начатая в 1984 году работа по съёмке цветного голографического анимационного кинофильма, длительностью 20 минут – на студии им. М. Горького, при участии лаборатории НИКФИ под руководством Виктора Комара, кинооператора и сценариста Христофора Триандафилова, художника-постановщика Арсения Клопотовского, предусматривала съёмку, производство и последующую демонстрацию первого в мире цветного коммерческого (для регулярного показа зрителям) голографического 20-минутного кинофильма в небольшом кинозале с голографическим киноэкраном увеличенных размеров, создающим 50 зрительных зон для 50 зрительских мест, с эффектом оглядывания трёхмерного изображения. Но внезапно и без всяких объяснений, государство прекратило финансирование проекта. Наступил 1985 год, Горбачёв, с его приснопамятной «перестройкой», началась непредсказуемая в последствиях эпоха перемен, которая похоронила многие, если не все перспективные научные проекты в СССР. Что это было – преступная недальновидность, халатность, разгильдяйство или предательство со стороны государства – историкам ещё предстоит разобраться. Но с тех пор проект голографического кино фактически был остановлен.

Съёмка цветного голографического анимационного кинофильма, Москва, 1984 год
 
Несмотря на это, учёные пытались как-то выживать, начав тиражировать художественные голограммы – на продажу всем желающим, продавая их как внутри страны, так и за рубеж, где российские голограммы пользовались невероятным коммерческим успехом. А вырученные средства учёные НИКФИ понемногу направляли на теоретические разработки и просто на зарплату – ведь жить как то нужно было. Сила научной мысли, уровень знаний и потенциал советский науки был таков, что эти самые полу-голодные учёные, взялись за умопомрачительный по сложности проект по заказу Кореи – создание первой в мире системы голографического телевидения! И снова звучит как фантастика, но это уже свершившиеся исторические факты. В.Г. Комар собрал своих аспирантов, оставшихся учёных и в период с 1992 по 1996 год эти люди совершили очередное чудо – очередной прорыв в будущее.

Нашими специалистами впервые в мире в 1997 году была создана действующая система голографического телевидения. Это невероятно, ведь мы сейчас толком вещание в 3D не можем наладить, а тут – голография в каждый дом?… В 1997 году НИКФИ по заказу Корейского института науки и технологии (г. Сеул) и совместно несколькими российскими организациями ("Цветные видеосистемы", "Видеоскан", "НИОПИК", "Геофизика", "Радиан", "Платан" - г. Москва), а также "Спектр-оптик" (г. Минск) - разработали и изготовили экспериментальную голографическую телевизионную систему, с проекцией трёхмерного цветного многоракурсного изображения, обеспечивающую наблюдение трёхмерных изображений без очков, при свободном положении зрителей. Работа была полностью завершена к 1998 году, изготовленные экспериментальную систему видеосъёмки и проекции трёхмерного многоракурсного движущегося цветного изображения на голографический экран, В.Г. Комар лично отвёз в Сеул (Южная Корея). Увы, к великому сожалению, по условиям контракта все эти разработки принадлежат не России, не тем кто это всё создал, а тем, кто за это заплатил - Корее, где это и по сей день придерживается "под сукном" так сказать до поры до времени… Но тем не менее - мы должны знать, что и голографическое ТВ впервые в мире было изобретено в России. Название этого изобретения звучит так: "Трёхмерная цветная телевизионная многоракурсная безочковая система с голографическим экраном", В.Г. Комар, Д.Ю. Сон, С.А. Сабо, В.П. Майоров, М.С. Семин, С.В. Беляев, Л.М. Балясный, М.И. Крутик, О.А. Любич, В.Е. Лапотенко, В.Л. Котляр.

Выдающийся российский кинорежиссёр и актёр Ролан Быков в 1997-98 годах начал переговоры с НИКФИ и В.Г. Комаром о первой в мире съёмке полнометражного цветного голографического фильма с последующей коммерческой демонстрацией его в первом голографическом кинотеатре в г. Москва. Ролан Быков рассчитывал изыскать необходимые для этого средства, пользуясь своим заслуженным авторитетом, в том числе и у "властных кругов" . Однако безвременная кончина Ролана Быкова в октябре 1998 года не позволила реализовать эти планы...

В ходе работ по голографическому кинематографу,  в СССР впервые в мире также были изобретены лазеры красного и зелёного спектров повышенной мощности излучения. Они нужны были для съёмки цветного голографического кино, где голографическая плёнка шириной 70мм, с кадром 5х5 сантиметров, двигалась в специально разработанной советскими учёными первой в мире голографической кинокамере со скоростью 24 кадра в секунду. И нужно было успеть осветить на должном уровне яркости светом лазеров снимаемую сцену, в столь короткую экспозицию. Также в ходе работ по голографическому кинематографу впервые в мире в СССР был изобретён лазер с синим спектром излучения, которым все мы пользуемся и по сей день, например при проигрывании дисков BluRay! Вот что дали миру подготовительные работы по голографическому кино в СССР. И всё это наши изобретения, которые блестяще реализовали советские учёные! Но кто об этом знает сейчас?

В России - даже сегодня, в 2015 году, изобретатель голографического кино – выдающийся учёный с мировым именем Виктор Комар малоизвестен, а вот на Западе... Статья о нашем соотечественнике включена в международное издание Who\'s Who in the World (“Кто есть кто в мире”) и в книгу “2000 интеллектуалов XXI столетия”. В этих изданиях честь быть отмеченным заслужили только те, кто внес весомый и значительный вклад в совершенствование современного человеческого общества. О Викторе Григорьевиче Комаре там упомянуто не только имя, а написано несколько страниц… Виктор Григорьевич почётный академик практически всех кино и не только академий мира...

Виктор Григорьевич Комар, снимки 2009 года
Летом 2014 года, на 101 году жизни выдающийся русский учёный В.Г. Комар скончался… А удалось ли нам - современникам успеть сказать слова заслуженной благодарности В.Г. Комару за
его великие открытия?  29 сентября 2013 года, в Москве Виктору Григорьевичу Комару лично, на 6 фестивале АРТ-КИНО была впервые в истории России вручена премия «За авторский вклад в развитие кинотехники». В этот день Виктору Григорьевичу Комару исполнилось ровно 100 лет! И несмотря на столь почтенный возраст, он лично поднялся на сцену и произнёс интереснейшую речь перед пришедшими зрителями и коллегами, которые до отказа заполнили огромный просмотровый зал  – о кинематографе будущего…

Мы всё же успели сказать ему слова своей безмерной благодарности за его яркую и плодотворную жизнь, за его великие проекты, многочисленные реальные достижения по развитию кинотехники, кинотехнологий и кинонауки в нашей стране и мире, воплотившиеся в конкретном железе и за его мечты! Под руководством В.Г. Комара - как научного руководителя НИКФИ в СССР появились широкоформатный, вариоскопический, стереоскопический кинематограф и многие другие новейшие технологии кино. 

Да, к великому сожалению, Виктор Григорьевич Комар не успел дожить до реализации своего проекта голографического кино в полном объёме, хотя такой проект не фантастика – а реальное изобретение, зафиксированное в десятках патентов, изложенное в проекте и чертежах. Но 101 года его выдающейся жизни не хватило в нашей стране, чтобы реализовать проект сполна и открыть первый в мире полноценный коммерческий голографический кинотеатр для массового зрителя. Повторюсь, сегодня у нас и ни у кого более в мире для этого есть всё. Но родное государство, бросившее науку в середине 80-х на произвол судьбы, оборвав финансирование этих и других проектов - после прихода к власти Горбачёва, так и не обратило должного внимания на эти уникальные разработки и в веке двадцать первом...

Справедливости ради, надо отметить, что уже в «нулевые», в веке двадцать первом - Российское государство всё же выделило некоторое финансирование НИКФИ, но только на теоретические изыскания в сфере кинотеатрального голографического кино. Такие работы были проведены. И вновь В.Г. Комар показал принципиальную возможность создания системы голографического
кинотеатрального коммерческого массового кинопроизводства и показа уже сегодня, прямо здесь и сейчас. Проект первого в мире коммерческого голографического кинотеатра на 100 зрительских мест и по сей день существует, он есть на официальном сайте НИКФИ: Система кинотеатрального голографического кинематографа

Автору данной статьи посчастливилось быть лично знакомым с изобретателем голографического кинематографа - Виктором Григорьевичем Комаром. В 2009 году, на научно-практической конференции по объёмному кино, которая проходила в г. Москве, состоялась моя первая встреча с этим легендарным учёным. Мне выпала честь оказаться в числе докладчиков, а Виктор Григорьевич выступал там со своим докладом по проблемам голографического кино, с новыми предложениями по решению вопроса кинотеатрального показа безочкового стерео или голографического кино…

В.Г. Комар и Игорь Дауров, Москва, 2009 г.
В перерыве конференции я записал большое интервью с этим выдающимся человеком, снимал я это интервью в 3D формате. Виктору Григорьевичу Комару тогда было 95 лет! Он до последних дней своей долгой жизни сохранял удивительную работоспособность, ясность ума и неординарность своей научной мысли. В числе прочего я спросил: Виктор Григорьевич, почему голографическое кино, а не, скажем 3D?

- Стереоскопический кинематограф, которым занимается НИКФИ уже давно – это не что иное, как всем известное ныне 3D кино. В СССР благодаря разработкам нашего НИКФИ ещё в 1941 году, в Москве впервые в мире был организован регулярный коммерческий кинопоказ стерео (3D) кино, причём по безочковой системе Семёна Павловича Иванова. Но несмотря на постоянное совершенствование технологий 3D кино, начиная с 1950-х годов и по сей день, стерео (3D) кино – демонстрируется оно по очковому или безочковому методу,  имеет существенный и принципиально неустранимый никакими средствами физиологический недостаток: рассматриваемое зрителем объёмное изображение по факту таковым не является, ведь на экран проецируется два или даже несколько обычных плоских изображения, снятых с разных точек зрения двумя или несколькими камерами на плёночный или цифровой регистратор. Ввиду этого наш бинокулярный аппарат испытывает некоторые трудности при восприятии этого по-сути обмана нашего мозга, ведь в конечном итоге всё что мы видим – обрабатывает наш мозг. А в реальном мире мы видим не плоские изображения – отдельно для левого и правого глаза, а волновую оптическую картину, которая исходит от реальных трёхмерных объектов нас окружающих.

Противоречие между аккомодацией (способностью нашего зрения фиксировать взгляд на интересующем предмете) и конвергенцией – сведение и разведение зрительных осей наших глаз - главная проблема при восприятии нами стереоскопического (3D) кино. Ведь при показе 3D фильмов изображение физически всегда остаётся в плоскости экрана, так как оно абсолютно плоское, именно там – на поверхности экрана наши глаза и фокусируются на плоском изображении предмета. А его мнимое пространственное восприятие может восприниматься нами в зависимости от полярности горизонтальных параллаксов – в глубине экрана или в предэкранном пространстве зала, при этом наш зрительный аппарат пытается вести себя, как и в реальном мире – т.е. сводить или разводить зрительные оси глаз, ища этот предмет в реальном пространстве. Но предмета там нет, ведь он – всего лишь иллюзия. Такую нагрузку на мозг, особенно, если нарушаются правила съёмки и проекции стерео (3D) фильмов - могут выдержать не все зрители, и мы слышим иногда жалобы на утомляемость, головную боль при просмотре стерео (3D) кино. Голографическое кино избавлено от всех этих противоречий и недостатков изначально, как и от необходимости надевать специальные очки, чтобы увидеть действительно трёхмерное изображение - точную световую волновую "скульптуру" того объекта, который был снят. При этом наш мозг не испытывает никаких физиологических противоречий при восприятии трёхмерности голограммы, ибо она оптически вполне реальна. И не только наш мозг, а даже приборы фиксируют голограмму как реальный оптический объект, что невозможно достичь в стерео (3D) кино.


В.Г Комар рассказывает:
Конечно, нужны были определённые финансовые средства, чтобы реализовать проект уже не в виде лабораторных установок и малого экрана в 1 метр, а в «железе» промышленного образца и голографическим экраном в 4-5 метров шириной для реализации коммерческого кинотеатрального показа голографических кинофильмов. Но таких средств ни государство, ни бизнес не нашло. А речь шла о создании первого в мире голографического кинотеатра в г. Москве, на 100 зрительских мест. Нашей работой тогда заинтересовались американцы, они даже организовали проект HOLO-CINEMA – группа доктора Рубеля в Сан-Франциско, которые приезжали в Россию, в НИКФИ в 2005 году. Американцы хотели открыть в Пенсильвании парк развлечений, где помимо прочего планировали открыть первый в мире голографический кинотеатр.

Снять свой первый голографический фильм американцы хотели с использованием российского опыта теории и практики съёмки и показа голографического кино, зачем, собственно и приехали. Они хотели также взять на себя частично и изготовление необходимой для этого техники, было разработано несколько бизнес-планов. Но впоследствии руководство штата Пенсильвания отказало этой группе в построении такого парка, посчитав проект нецелесообразным. Вместе с этим отказом планы американцев на голографию также постепенно остыли… Однако в ходе этих переговоров обрисовалась вполне внятная цифра по финансированию проекта кинотеатральной системы голографического кинематографа – 10 миллионов американских долларов. Сюда входило изготовление съёмочного и проекционного оборудования, голографического киноэкрана и производство одного короткого коммерческого голографического кинофильма-аттракциона.

Справка: стоимость производства, к примеру, такого российского кинофильма в обычном формате как «Любовь-морковь» - равнялась 10 миллионам долларов…

НИКФИ, голографический диапроектор  В.Г. Комар, НИКФИ, 2010 год. Цветной голографический экран

И в заключении нашей беседы с В.Г. Комаром, я спросил:
Виктор Григорьевич, а что же возможно сделать сегодня в современной России в плане практического применении голографических методов записи и воспроизведения киноизображения?

- В 2008 – 2009 г.г. в НИКФИ разработана программа создания  комплекса технических средств театрального голографического кинематографа. Программа предусматривает съемку коммерческого голографического кинофильма и сооружение голографического кинотеатра на 100 зрительских мест.  Предлагается изготовить экран из широких полос голографической пленки, которая экспонируется последовательно небольшими участками с помощью импульсных лазеров, что позволяет значительно упростить и удешевить изготовление экрана. Таким образом, разработанные с 1976 по настоящее время в НИКФИ (г. Москва) российскими учёными экспериментальные системы голографического кинематографа - позволяют сегодня создать действующую систему голографического кинематографа для кинотеатрального массового коммерческого применения, т.е. на киностудиях и в кинотеатрах.

Сегодня представляется вполне реальным и практически возможным модернизировать эти разработки, чтобы в несколько раз уменьшить стоимость оборудования и его эксплуатации, сделать аппаратуру более удобной в работе и без ущерба для качества изображения. Нами уже проведены работы, которые подтверждают возможность применения для съёмок в обычном не когерентном свете кинокамер c двумя объективами, с получением впоследствии с этого исходного материала большого числа промежуточных ракурсов методом цифрового преобразования. В 2009 г. нами была разработана (В.Г. Комар и С.И. Озеров) оригинальная компьютерная программа, позволяющая получать цифровыми методами из пары изображений одной сцены, снятой в двух ракурсах, произвольное множество изображений промежуточных ракурсов, имеющих практически такое же качество как исходные изображения.

Также возможно использование более простых объективов с компенсацией аберраций в обратном ходе лазерных лучей при съёмке, печати и проекции. Кроме того, можно уменьшить в несколько раз и размеры кадра по высоте и значительно сократить расход голографической киноплёнки, сделать аппаратуру компактной и удобной в работе. Применение театрального голографического кинематографа представляется в настоящее время вполне реальным. Развитие работ в этой области открывает также и перспективы появления трёхмерного изображения, наблюдаемого без всяких очков и в современном телевизионном вещании.

В заключении, предлагаю посмотреть документальный кинофильм режиссёра Сергея Тютина "История голографического кино в России", 2015 год. Фильм потрясающий, он станет откровением для всех "скептиков", считающих, что в России таких опередивших весь мир и своё время технологий голографического кино не могло быть по определению. Но ведь было! К данной картине я имею тоже скоромное отношение, я был лично знаком с В.Г. Комаром - изобретателем голографического кино, снимал его для своей картины об истории объёмного кино в СССР и России, кадры в лаборатории Виктора Комара - я предоставил Сергею для его фильма.

 
P.S. от автора статьи.

Увидеть полноценный голографический кинофильм представляется возможным уже сегодня. И приоритет этих самых передовых технологий в мире - у России. Пока у нас... Но что-то ни бизнес, ни государство в лице чиновников от науки и от культуры не торопятся засвидетельствовать на практике произносимые с высоких трибун "мантры" о том, что Россия должна быть высокоразвитой страной с передовыми технологиями. И вот они есть. И что? 

Когда государство от болтовни перейдёт к делам - неизвестно. Также неизвестно и то - сколько ещё просуществует сам легендарный Оскароносный институт НИКФИ. Ведь недавно власти объявили о его реорганизации. 31 декабря 2014 года Москомимущество издало распоряжение о слиянии НИКФИ со студией имени М. Горького. Но как показывает практика таких «слияний», к примеру, в случае с не менее легендарным  МКБК (Московское конструкторское бюро киноаппаратуры), которое вначале объединили с «Союзмультфильмом», а затем и ликвидировали  - это не «слияние», а «сливание» того, что можно без ложного патриотизма назвать подлинным национальным достоянием. И эти великие достижения были созданы трудом нескольких поколений наших соотечественников и десятки лет приносили мощь и славу государству российскому…

Если цель государства российского - развитие науки и передовых технологий, то какие же цели преследуют те, кто принимает такие решения? Цели по увеличению и развитию нашего научно-практического потенциала или напротив – по его окончательному разрушению и полной ликвидации? А в чьих интересах действуют эти люди? Не в интересах ли наших прямых конкурентов или, как теперь принято говорить - западных «партнёров», многие из которых откровенно не хотят видеть Россию в качестве мирового лидера на рынке наукоёмких технологий? Кто эти люди? И почему власть не защищает нашу науку от их действий?

© Игорь Дауров - член Союза кинематографистов России, автор высококачественной цифровой технологии съёмки и производства малобюджетного 3D кинопроизводства нового поколения, 2015г.
daurov-stereo - Съёмка и производство 3D кино нового поколения.