Мы снимаем 3D кино Первая студия по производству фильмов в формате 3D

В.В. Путин - остановите продажу Ростовской киностудии!

Как государство Российская Федерация продало старейшую в России и мире "Ростовскую киностудию", которая была учреждена советским Правительством в 1926 году.

История нашей "борьбы" за "живучесть" Ростовской киностудии, активная фаза этого "сопротивления", началась в 2005 году, по инициативе творческих работников ФГУП "ТПО "Ростовская киностудия", профсоюзной организации киностудии, председатель - звукорежиссёр и режиссёр нелинейного монтажа документальных кинофильмов И.Г. Дауров, избранный на эту должность творческими работниками Ростовской киностудии. С 2005 года мы писали официальные письма-обращения в адрес руководства Управления Кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, с просьбой - разъяснить нам политику государства в отношении Ростовской киностудии, планов её приватизации, по ситуации с бесконечными реорганизациями студии, преобразованиями, переименованиями и т.д. Нам отвечали, что всё идёт по плану, всё мол - хорошо. Мы обращались и к непосредственному собственнику Ростовской киностудии - к государству, в лице Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, потом в Росимущество, в Министерство культуры РФ, в Генеральную прокуратуру РФ, к Председателю правительства РФ, к Президенту РФ - с теми же вопросами, а также с конкретными ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ по модернизации киностудии на основе новейших технологий кино, разрабатываемых в ФГУП НИКФИ (г. Москва). Эти наши предложения были официально одобрены высокой комиссией, организованной Министерством культуры РФ, а позднее, в 2012 году и Советом директоров ОАО "ТПО "Ростовская киностудия", но им не суждено было сбыться. Сразу, после того, как Совет директоров направил эти предложения собственнику - Росимуществу, это ведомство расформировало Совет директоров киностудии, назначило новый СД, который не шёл с нами ни на какие контакты и вскоре Росимущество выставило Ростовскую киностудию на продажу. При этом ОАО "ТПО "Ростовская киностудия" не являлась банкротом, не являлась должником, здание функционировало, не являлось аварийным.



2 июня 2011 года я, Дауров И.Г. - как председатель профсоюзной организации, по поручению коллектива творческих работников профсоюзной организации работников культуры ОАО "ТПО "Ростовская киностудия", обратился к Председателю Правительства России Владимиру Владимировичу Путину - отменить его же Распоряжение № 2102-р от 27.11.2010г. о включении ОАО "ТПО "Ростовская киностудия"в план приватизации до 2013 года, т.е. о планах продажи 100% акций ОАО "ТПО "Ростовская киностудия" - единственной в Южном федеральном округе киностудии, которой в 2012 году исполняется 85 лет. Этим решением старейшая южно-российская киношкола попросту ликвидируется, так как государство не оставляет за собой контрольный пакет акций, собственник волен с этими активами сделать что угодно...

К сожалению и великому прискорбию кинематографистов России и Дона 86 летняя история старейшей в мире Ордена "Знак Почёта" Ростовской киностудии завершилась. В 2013 году государство решило продать все 100% акций ОАО ТПО Ростовская киностудия (ему же и принадлежавших) с открытого аукциона. 24 сентября 2013 года аукцион состоялся. Ростовская киностудия продана за 53 миллиона 800 тысяч рублей. Нам не оставили даже малейшей надежды на продолжение того, что создавалось кровью и потом многих поколений. Не дали ни малейшего шанса на возрождение. Чиновники, представляющие интересы государства, действующие от его имени - лишили всех нас - граждан России в своей стране, на своей земле права на культуру, на развитие. "Духовные скрепы" о которых так патетично говорилось с высоких трибун оказались подлым лицемерием. Ростовская киностудия продана частному лицу как "мешок картошки", без обязательств сохранять кинопроизводство. Все сотрудники по закону РФ, соблюдая его - уволены, новый владелец - бывший вице-губернатор Краснодарского края Агафонов Алексей Юрьевич не намерен заниматься кинематографом.

Ниже публикуется одно из наших обращений к органам государственной власти, к общественности, оно написано в 2008 году.

Конец фильма - Государство решило продать киностудии?

Неужели государство –  его руководители, те, кто определяют вектор  развития и содержание культурной политики нации, решили продать, избавиться от региональных киностудий, многим из которых под  100 лет?! В регионах России осталось около десяти киностудий, 100% акций которых (в ходе преобразований из ФГУП в ОАО) находится в руках государства. И вот нам говорят, что все эти 100% акций государством будут проданы. Эти студии  многие десятилетия создавали кинолетопись страны, снимают и сейчас документальное кино.  Сегодня продать акции частному бизнесу в условиях тотальной коррупции и несоблюдения законодательства – значит навсегда потерять уникальные региональные киношколы, сложившиеся трудом  многих поколений кинематографистов. В 2006 году заместителем руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии А.А. Голутвой было подписано письмо, где чётко говорилось, что «Приватизация акций «ОАО «ТПО «Ростовская киностудия» нецелесообразна, поскольку киностудия является крупнейшей в Южном Федеральном округе, на протяжении 79 лет ведёт кинолетопись огромного региона,   освещая важнейшие события в жизни страны 12-ти субъектов Российской Федерации».  И вот почему-то за год статус и государственная значимость, а вместе с ними приоритеты изменились?


Создаётся небеспочвенное впечатление, что кем-то намечена и проводится  программа по тихой ликвидации (продаже) региональных киностудий, Ростовской в частности, в руки заинтересованного в покупке земельных участков бизнеса, крайне далёкого от идеалов меценатства. Эти земли под зданиями киностудий расположены, как правило, в центрах российских мегаполисов. Ясно, что после продажи акций, кинопроизводство будет свёрнуто, так как оно не даст им ожидаемой  прибыли.

Как показывает практика, есть вариант, при котором само государство не тратит ни копейки, а студии инвестируются частным бизнесом без продажи ему акций в собственность. Так было сделано в республике Беларусь  для «Беларусьфильма». Инвесторам была выделена свободная земля в г. Минске под коммерческую застройку с условием профинансировать модернизацию киностудии, и они это сделали! Более того, предприниматели выделили бесплатно квартиры сотрудникам студии! Это пример реальной продуманной политики государства. 
Это проблема не отдельно взятой Ростовской киностудии. В таком положении находится весь документальный кинематограф в регионах, все оставшиеся на сегодня в ведении государства региональные киностудии, две из которых мы уже потеряли.

Какова дальнейшая судьба регионального документального кинематографа? Нам власть ничего за все эти годы не объясняла: каковы цели всех этих бесконечных перемен в кино, реорганизаций и преобразований? Для чего проводятся реформы, систематически ухудшающие положение дел? Неужели всё делалось ради выставления госсобственности объектов культуры на продажу?
Так было и в 90-е с сотнями тысяч кинотеатров в стране, здания которых  при полном безразличии государства были переданы муниципалитетам, а затем в частные руки. Больше половины из них сегодня не имеют никакого отношения к культуре и кинопоказу, они перепрофилированы, это факты. 

Ошибочно было бы полагать, что на всю нашу страну достаточно одной или двух столичных киностудий. Мы уверены и считаем, что продажа региональных киностудий, Ростовской в частности – тотальная ошибка, весьма непродуманное решение. Государство лишится не только и не столько собственности, сколько возможности влиять на культурную политику нации, говорить с народом напрямую. Лишится возможности притока новых сил, идей из регионов, где десятилетиями складывались киношколы.

Сегодня всем очевиден кризис в российском кино, кризис идей, технологий, кадров. Он во многом обусловлен тем невниманием государства к проблемам кинематографа, которое имело место быть в 90-е годы. За последние годы всем стала очевидна ситуация, когда Москва монополизировала право говорить с экрана от имени России, голос региональных творческих школ задушен. Московская культурная «элита» замкнута сама на себя, статус и просто места творцов передаются по наследству. Львиную долю госзаказа по весьма непродуманной системе конкурсных торгов в документальном кино (до 85%) забирают частные московские студии, многие из которых были созданы специально под этот конкурс. Эти так называемые «студии» не имеют на балансе ни техники, ни зданий, не имеют в штатах постоянных сотрудников – творческих работников. Однако, пользуясь близостью к аппарату министерства культуры,  активно лоббируют свои позиции в получении госзаказа. А региональные киностудии, имеющие на балансе здания, технику, десятки специалистов в штате, поставлены в те же рамки и условия, что и огромное количество «студий» однодневок, не имеющих ничего, кроме печати и расчётного счёта. Региональным студиям искусственно создали культурную и финансовую клиническую смерть.  А ведь известен факт, что государственные киностудии всегда заботились о воспитании новых кадров, на их базе, в их стенах шёл процесс обучения, молодых кадров с ноля, шла передача опыта от поколения к поколению. Никто этого в частных студиях не делает и делать не будет! Пока эти «студии» нанимают специалистов на перенасыщенном творческими работниками рынке труда Москвы. Однако в регионах такие специалисты на вес золота, студии десятилетиями вкладывали силы в процесс их становления. И что делать нам, если всё-таки государство решит избавиться от региональных киностудий, когда у нас нет десятков студий, где можно было бы приложить свой опыт и знания?

Изоляция регионального кинематографа, действия направленные на его исчезновение и  неверная политика государства по отношению к  будущему российского кино как такового, принесли уже сегодня свои негативы. Российский экран захлестнула волна конвейерных поделок, несущая зрителю эстетизацию зла, романтизацию преступности, поэтизацию насилия. В таком культурно-нравственном поле бессмысленно сокрушаться по поводу стремительной криминализации общества, а, прежде всего подростковой и молодёжной среды, утратившей нравственно-духовные ориентиры.   
Мы считаем, что на современном историческом этапе развития нашего государства нам рано отказываться от господдержки документального кинематографа и от региональных киностудий в частности. Уверены, что сохранение и развитие культурной жизни регионов  – дело государственной стратегии.   И мы именно поэтому столь эмоционально обращаемся с призывом к действию.

Никита Михалков образно и точно подметил, что Россия – это крест вертикали власти и горизонтали культуры и экономики. За все эти годы реформ кинематографисты неоднократно обращались в адрес правительства с программами, где были разработаны механизмы развития российского кинематографа, основанные на  решениях общероссийских съездов кинематографистов, но они игнорировались. Для появления в современном отечественном кино своей культурной основы, интересной и понятной народам России, помимо финансирования, прежде всего, нужна  база – многолетняя программа, на основе которой в регионах на киностудиях появятся возможности для самореализации своих талантов у молодёжи на местах, у себя дома. А киностудии эти расположены в значимых Федеральных культурных и экономических центрах России. Региональные киностудии, расположенные в Федеральных округах,  могут стать своего рода Федеральными культурными центрами кино - трамплинами, и начальной стартовой позицией, аккумулятором, притягивающим талантливую молодёжь, той культурной средой, где будут рождаться новые идеи, подпитывающие  большой российский кинематограф. Без этой региональной культурной «подушки» не будет и никаких перемен в отечественном кино как таковом. Оно будет вынуждено уныло плестись в фарватере Западного кинопроизводства.
 
Ростовской киностудии, ныне ОАО «ТПО «Ростовская киностудия», которая в ходе всякого рода реорганизаций, по вине чиновников, утратила своё историческое имя: Ордена "Знак Почёта" Ростовская киностудия,  в 2007 году исполнилось 80 лет. Это одна из первых в советской России киностудий, появившихся в регионе 1927 году. Она и создавалась по сути как южно-российская база кино. Здесь  был создан и ныне действует старейший в России Ростовский кинотехникум как поставщик кадров для студии. Сегодня на его базе можно создать, кроме уже имеющихся здесь технических, и творческие факультеты, например, филиал ВГИК.
В конце 80-х решением Госкино Ростовская киностудия и должна была стать де-юре южно-российской базой российского кино, а после утраты Ялты в 1991 году, это решение подкрепилось проектом строительства нового комплекса – здания Ростовской киностудии, была отведена земля (она и ныне в собственности государства), был разработан и утверждён проект. Однако в ходе событий 90-х годов этот проект так и остался на бумаге.
 
В архиве летописи, создаваемой ростовскими кинохроникёрами за многие десятилетия, с 1927 года собраны бесценные киноматериалы, они освещали жизнь людей, события, становление и развитие индустрии, культурной жизни в постоянной зоне обслуживания Ростовской киностудии, в неё  входили 12 областей  России. Это всё Черноземье и Нечерноземье России, Дон, Краснодарский край и весь Кавказ.   В большинстве из этих регионов студия имела постоянные кино-корреспондентские пункты с полным штатом квалифицированного персонала и всей необходимой техникой, включая помещения, автопарк. За все эти годы было создано тысячи киножурналов, сотни документальных фильмов различной тематики и жанров - это золотой фонд российской истории. 
Снимали Ростовские документалисты и на фронтах Великой отечественной войны, всю войну прошло фронтовое поколение хроникёров. Заслуги студии известны, это было неоднократно отмечено руководством страны.  

На фото ниже: кинооператор Ростовской киностудии, участник ВОВ - Кенан Кутуб-Заде, Польша 1944 год, снимает детей нацистского лагеря смерти Освенцим, которых от верной смерти освободили, спасли воины Красной армии СССР.



В непростые для страны, культуры и  кинематографа – 90-е, студия, тем не менее, снимала по заказу государства свыше 100 единиц кинохроникальных журналов и документальных фильмов на киноплёнке в год, и положение наше было куда как лучше, нежели сейчас, когда в 2008 году мы имеем в производстве всего 3 короткометражных видеофильма. В 2003 году, после акционирования, была прекращена, полностью свёрнута государством программа кинолетописи России, которую студии непрерывно создавали многие десятилетия. Но ведь работа эта не прерывалась даже в  годы Великой Отечественной войны! Нас же чиновники министерства культуры в период реформирования клятвенно заверяли в том, что всё это, все реформы проводятся исключительно  ради развития и процветания кинематографа…
Но никому из тех, кто принимал и принимает судьбоносные решения для кинематографа, даже не пришло в голову, прежде чем поставить нас в условия самовыживания, сначала обновить техническую базу, производственные средства предприятий, обеспечив им тем самым переходный период.

В советский период студии документального кино работали по принципу хозрасчёта. Финансирование осуществлялось в виде систематических плановых заказов как от Госкино, так и  от различных министерств и ведомств, на кинофильмы по их профилю. Это были научно-популярные, образовательные, технико-пропагандистские фильмы, общеэкранные документальные, плюс программа кинолетописи России – кинохроника, в виде хроникальных киножурналов. Однако мы не призываем к реконструкции системы советского распределения. Но сегодня очевидно, что  мы, отринув разом всё во многих сферах нашей жизнедеятельности, и негатив советского периода и его очевидные плюсы, оказались в ситуации библейского сюжета, когда, изгнав Христа, мы остались лишь с бесами и свиньями…
Если все мы сегодня (и это так) говорим  о том, что наша страна после долгих лет безвременья снова становится на путь уверенного и поступательного развития во многих сферах жизни, то зачем сейчас уничтожать, отказываться от  того, что создавалось трудом нескольких поколений и выстояло в самое непростое время для России? 
 
Кинематографу нужны профильные специалисты, квалифицированные менеджеры, управленцы мыслящие дальновидно, в интересах позитивной культурно-нравственной перспективы, истинные государственные мужи, подвижники. И такие люди были всегда, есть они и сейчас, необходимо лишь найти механизмы, способные открыть им дорогу для созидательного строительства будущего.
Для становления квалифицированного специалиста в кинематографе нужны десятилетия. В поле зрения Ростовской киностудии они есть, было бы преступно потерять это поколение, обречь их на творческую гибель.  Новому поколению Ростовских кинематографистов, чей возраст 38-45 лет с лихвой досталось всевозможных реформ. Нам кажется, что достаточно проводить эксперименты над нашими судьбами, мы хотим стабильности, определённости, уверенности в завтрашнем дне, плодотворной работы в кинематографе здесь, на Ростовской киностудии, где шло, вопреки ситуации безвременья в кино, наше творческое становление. 

Необходимы качественные перемены как в политике развития документального кино в регионах, так и в привлечении  молодых квалифицированных кадров, в том числе и в первую очередь - руководящего состава, как киностудий, так и чиновников министерства культуры. Это должно делаться на конкурсной основе. А сегодня, к примеру, с нынешним руководителем  Ростовской киностудии (пенсионером), совет директоров (состоит из чиновников Роскультуры и Росимущества) просто ежегодно перезаключает договор, без малейших попыток привлечь новые силы, идеи, кадры…
Современный документальный кинематограф, опирающийся на квалифицированные и талантливые кадры, материальную базу при поддержке государства, может играть роль не только ретроспективного обзора прошлого, фиксации настоящего, но и перспективного взгляда на роль  страны в будущем. Задачи просвещения граждан России в различных областях науки, всех сфер жизни общества документальный кинематограф может и должен выполнять при активной, системной поддержке государства. Образовательные программы – белое пятно в современном кинематографе России, в школьных программах нет наглядного, доступного киноматериала, на современном, понятном детям  языке кино популяризирующего знание. 

Сегодня любое событие в обществе, государстве приобретает свою кинотрактовку, которая зачастую может изменить его первоначальный смысл. Вот почему так важно сохранить в непосредственном ведении государства ныне имеющиеся у него региональные киностудии документального кино. Кинематограф может и должен ввиду доступности и силы воздействия своего языка формировать в обществе модели поведения людей, т.е. нравственно-духовную реакцию на негативы жизни и вызовы современного мира.
Документальный кинематограф может эффективно решать задачи и по адекватной подготовке подрастающего поколения к новым вызовам времени, воспитывать здоровый патриотизм, закладывать нравственные основы, прокладывать связующие незримые духовные нити от прошлого к будущему… 

Разве без этого может население стать единым успешным народом в свободной стране, разве могут появиться устойчивые традиции гражданского общества?  Культура всегда была духовным фундаментом любого народа. Продать студии проще всего, тогда они просто исчезнут. Но весь реформенный период никто даже не пытался помочь нам обрести твёрдую почву под ногами, мы были заняты лишь выживанием в условиях тотальной неопределённости. Для приложения сил    есть огромное поле деятельности.
Надеемся, что руководители государства проявят дальновидность и мудрость в принятии окончательного решения.

По поручению членов профсоюзной организации 
ОАО «ТПО «Ростовская киностудия» и творческих работников -
председатель первичной профсоюзной организации ОАО «ТПО «Ростовская киностудия», 

И.Г. Дауров,      19 мая 2008 года.

Статья о Ростовской киностудии в газете «РОСТОВ ОФИЦИАЛЬНЫЙ», №35 (978) 28.08.2013, автор: Марта Моисеева

 

КОНЕЦ ФИЛЬМА?

Имя Игоря ДАУРОВА известно ростовчанам давно. Он автор многих документальных и научно-популярных фильмов, талантливый звукорежиссёр и оператор. Однако широкую популярность кинематографист приобрёл, когда начал борьбу за жизнь Ростовской киностудии, которую в 2011 году чиновники пытались пустить с молотка. Игорь ходил по инстанциям, но так и не добившись результата, написал открытое письмо Владимиру Владимировичу Путину...

Справка «Ростов официальный»
•Ростовская киностудия одна из старейших в России и в мире. В 2013 году ей исполнилось 86 лет. За годы существования Ростовская студия кинохроники создала более 300 фильмов и выпустила более 3 тысяч номеров хроникальных киножурналов.
•В доперестроечный период и даже в 1990-е годы, Ростовская киностудия выпускала на киноплёнке до 22 документальных кинофильмов разных жанров в год, а также ежемесячно выпускались киножурналы «По Дону и Кубани» - до 24 номеров в год, «Земля родная» - до 20 номеров в год, «Время и люди» - до 20 номеров в год.
•Именно здесь впервые в России придумали новый способ съёмки кино в 3D-формате.

Три года назад ситуацию с Ростовской киностудией обсуждали на каждом углу, а потом о ней вдруг забыли. Что происходит с Меккой кино-культуры сегодня и увидят ли россияне новое ростовское кино? С этими вопросами мы обратились к единственному на сегодняшний день творческому работнику Ростовской киностудии Игорю Даурову.

—Судя по тому, что вы ещё здесь, киностудию всё-таки не закрыли?
—О, это почти детективная история, конец которой мне пока не известен.
После того как в 2011 году на должность председателя совета директоров ОАО «ТПО «Ростовская киностудия» по конкурсу утвердили Елену Лебедеву, она приехала к нам, ознакомилась с тем, что мы имеем, и попросила показать мой 3D-фильм «Прогулки по Ростову». Объёмное кино произвело на неё сильное впечатление. Вскоре меня вызвали в Москву, где я и получил предложение от председателя совета директоров стать ген. Директором ОАО ТПО «Ростовская киностудия».

Не могу сказать, что я был рад поменять творческую работу на управленческую, но мысль о том, что мы можем спасти киностудию, стала решающей. Я представил проект, где подробно расписал, как на старой базе можно создать новую студию. Центральной идеей было предложение создать в этих стенах Южно-Российский инновационный центр объёмного кино, голографии и 3D-телевидения, где совместно с учёными и специалистами НИКФИ (г. Москва), которые разработали новейшую, абсолютно революционную отечественную систему съёмки 3D-кино, а также совместно с филиалом ВГИКа в Ростове (он открылся на базе кинотехникума) производить здесь, в столице ЮФО, уникальный продукт XXI века на основе отечественных разработок. Это был бы и центр обучения широкого круга специалистов, и «плацдарм» для отработки и совершенствования новых отечественных технологий, аналогов которым нет в мире и которые способны дать российскому кинематографу реальные конкурентные преимущества.

Тем более что база у нас достойная — Ростовская киностудия (основана в 1927 г.) одна из старейших в России. Здесь была настоящая киношкола документального, хроникального, научно-популярного и публицистического кино, создавались новые жанры, искали неожиданные решения, открывали новые имена. Ростовская киностудия по сути и была в то время южной базой советского кино, в этих стенах работали многие выдающиеся кинематографисты, когда из Москвы и Ленинграда они приезжали снимать картины на юг страны. И вот в конце 8о-х, после известных в стране событий, всё это стало никому не нужным. Так вот я предложил сохранить традиции и развиваться дальше, пойти дальше. Мы получили высокую экспертную оценку специалистов, а затем все эти документы отослали на рассмотрение собственнику — государству в лице «Росимущества». А потом пришла весть о том, что тот совет директоров просто распустили. И созвали новый, которому уже никакого дела до нашей киностудии не было. Я писал, звонил, но в ответ тишина.

—Что здесь происходит сегодня, в 2013 году?
— Ничего. Кино не снимается четыре года. Помещения, как вы видели, в аренде. Я единственный здесь творческий работник, оставшийся в штате киностудии. Сегодня я самостоятельно продолжаю снимать 3D-кино, пишу научно-практические статьи, доклады о 3D-кинематографе, которые публикуют ведущие научно-технические российские журналы, международные научно-практические конференции в сфере объёмного кино, и под каждым из них ставлю подпись — Игорь Дауров, ОАО «ТПО «Ростовская киностудия». Тем самым даю понять, что студия жива и что у нас еще есть шанс на развитие. Я в это верю.

—А как же 3D-кино, которое вы снимаете?
—За свой счёт.
—То есть ваш фильм «Прогулки по Ростову», который взял несколько премий на крупных мировых фестивалях, тоже сделан на голом энтузиазме?
—Конечно. Причём стоил он не так дорого, как можно было бы подумать. В мире принято считать, что снять 3D-фильм в два-три раза дороже, чем обычный. У них, на Западе, так и есть. Но ещё в СССР были технологии, которые позволяли сделать то же самое значительно дешевле и качественнее. Именно эти технологии я сегодня продолжаю развивать и совершенствовать.

В 1991 году советские учёные из НИКФИ даже получили «Оскар» за лучшие достижения в объёмном кино. А потом, при М. Горбачёве и его «реформах», финансирование прекратилось, и те разработки частично ушли за рубеж, там из наших идей получили, к примеру, систему IMAX-3D. Наступили 90-е, и финансирование российского кино и его передовых супер-современных научных разработок окончательно прекратили. Но и сегодня отечественные разработки не имеют аналогов в мире, в частности, голографический кинематограф. Этим вопросом продолжает заниматься российский учёный с мировым именем, работающий в НИКФИ с 1937 года, Виктор Комар – автор системы голографического кинематографа. Он же предложил проект первого в мире (!) коммерческого голографического кинотеатра. Уникальность голографического кино в том, что у зрителя возникает не иллюзия объёма, как в 3D-кино, а полное ощущение присутствия, как в реальной жизни, и без всяких очков — можно даже оглядеть объекты со стороны, увидеть то, что за ними спрятано. Цена такого проекта — всего 10 миллионов долларов. Для наших олигархов сумма вполне приемлемая, как и для государства, но браться за этот проект не хочет никто. Видимо, скоро он опять уйдёт на Запад. Вот вам и российские инновации, о необходимости и поддержке которых так много говорится...

—Глядя на всё это, вы бы тоже могли рвануть за рубеж. Ведь наверняка после «Прогулок по Ростову» такие предложения были. И не одно...
—Как-то на одном из прямых эфиров с президентом участница задала Владимиру Путину следующий вопрос «Мои сын не хочет жить в России из-за коррупции, отсутствия перспектив, возможностей профессионального развития, низкого уровня зарплат... Что вы думаете по этому поводу?» И Владимир Владимирович ответил: «Да, в России сегодня не всё хорошо. Но какой нормальный сын отойдет от постели больной матери? А Россия сейчас именно такая...» Я полностью с ним согласен. Не хочу лить воду на мельницу наших конкурентов или даже «партнеров», я хочу, чтобы российский кинематограф был первым в мире.
 
Пока я, такие же, как я, здесь, у нашего кино есть шанс развития, но без чёткой политики и механизмов поддержки со стороны государства, всего киносообщества мы как независимая киноиндустрия так и будем жалко и беспомощно волочиться в хвосте американских технологий в современном кино. Вот, к примеру, недавно ко мне обратилось руководство кинотеатра «Большой» с предложением показать ростовчанам тот самый фильм «Прогулки по Ростову», который впервые в истории Дона был снят в 2010 году в 3D-формате. И в сентябре, надеюсь, ростовчане смогут увидеть его в «Большом». Для нынешнего положения дел – это уже серьёзная подвижка.

— Получается, сегодня в Ростове вы один занимаетесь объёмным кино?
—У меня есть ученики: два в Ростове, один в Новочеркасске, в других регионах есть ребята. Мы сотрудничаем дистанционно, по интернету. Я с радостью выступаю в роли наставника. Чем больше у нас будет грамотных специалистов, тем реальнее станет моя мечта о создании большой студии объёмного кино. Ведь талантливых ребят много, а базы, объединяющей нас всех, как я уже говорил, в России просто нет...

—В одном из комментариев к вашему фильму, который выложен на YouTube, Вы рассказываете о том, что кино было светлой мечтой вашего детства…
— Да. Я всегда хотел заниматься только этим. И началось всё с программы «В гостях у сказки». Когда я слышал первые звуки заставки этой передачи, мир для меня сужался до экрана телевизора. В то время показывали прекрасные детские фильмы, которые ни в чём не уступали голливудским. И каждое кино было для меня потрясением. После просмотра я собирал друзей с улицы, раздавал роли, выстраивал сцены, и мы «проигрывали» всё увиденное заново. Потом я организовывал «кино» в школе, затем поступил в кинотехникум, поработал в кинотеатре и в конце концов оказался на киностудии. Другого пути у меня быть не могло, и сегодня я нахожусь на своем месте.

—Мы так много сегодня говорили о 3D-кино, что хочется его увидеть...
—Пожалуйста...

Игорь выключил свет, выдал мне специальные очки... и с экрана посыпался снег. Он казался настолько реальным, что хотелось протянуть руку и поймать холодную фигурную снежинку на ладонь. Зима сменилась весной, и в зале зашелестели широколистые клены, затем освежающие капли фонтанов провозгласили лето, а растаявший в сумраке зала жёлтый лист рассказал о приближающейся осени... Очнулась я, только когда в маленькой каморке вновь включился свет.

— Но это же действительно ничуть не хуже «Аватара»?! — удивлённо произнесла я.
— Да. Не хуже, — с горечью согласился Игорь Дауров. — Поэтому и борюсь за наше кино. И верю, что когда-нибудь оно всё-таки будет кому-то нужным...

P.S. Когда верстался номер, на сайте Росимущества появилась информация о продаже 100% акций открытого акционерного общества «Творческо-производственное объединение «Ростовская киностудия» Напомним, что при продаже 100% акций новый собственник может сделать с предприятием что угодно. Неужели в здании, в котором творили Леон Мазрухо, Александр Попов, Кенан Кутуб-Заде, Александр Смолко, Роман Розенблит, Сергей Стародубцев и многие другие легендарные кинематографисты, теперь будут греметь ложки очередного предприятия общественного питания? Очень не хочется в это верить… 
Марта МОИСЕЕВА, 28 августа 2013 года.

P.S. 15 апреля 2021 года.
В 2013 году государство в лице «Росимущества» продало частному лицу 100% акций государственного предприятия Ростовская киностудия по заведомо и в несколько раз заниженной цене (по оценке штаба ОНФ). Итог этой бездумной и безответственной «сделки» - ликвидация собственником единственного такого рода культурного объекта на территории ЮФО - одной из старейших киностудий мира, Ростовской киностудии, основанной в 1927 году. Сегодня, в 2021 году на месте здания киностудии, которое собственник снёс, достраивается высотный элитный жилой комплекс, это центр г. Ростова-на-Дону. Вот это и есть цель и итог приватизации Ростовской киностудии…

Позиция Общероссийского народного фронта (ОНФ) по поводу программы приватизации Российских государственных киностудий, в частности Ростовской киностудии

на фото: Круглый стол ОНФ, Мосфильм 15 апреля 2015 года, С. Говорухин, И. Дауров (с докладом о Ростовской киностудии) 



14 апреля 2015 года, на киностудии МОСФИЛЬМ (г. Москва), состоялся круглый стол Общероссийского народного фронта под председательством С. Говорухина, К. Шахназарова и других его руководителей, где с докладом - Что же произошло с Ростовской киностудией?, выступал и я, Дауров И.Г. На месте снесённого новым собственником здания Ростовской киностудии, строится элитный жилой комплекс - вот это и есть итог приватизации Ростовской киностудии. Профессионального кинопроизводства, которое было здесь почти 90 лет, на юге России больше не существует. На этом собрании чиновник от Правительственных структур РФ, признал, что решение о приватизации киностудий страны было ошибкой. Ошибкой? Но Ростовской киностудии уже не существовало! Ошибки нужно исправлять, не так ли, господа? На дворе 2021 год, но "воз" и ныне там, киностудии у нас нет.


Российское государство продаёт старейшую в мире Ростовскую киностудию: https://www.rosbalt.ru/russia/2011/10/27/905936.html

Нет кино, нет и Ростовской киностудии: https://www.nvgazeta.ru/news/12381/498295/

Сюжет телекомпании ДОН-24. Кинолетопись Дона, что стало с Ростовской киностудией?: https://don24.ru/tv/specialnyy-reportazh/specialnyy-reportazh-kinoletopis-dona-prodolzhenie-sleduet.html

ОНФ - Ростовскую киностудию продали по заниженной цене: https://161.ru/text/gorod/2014/11/14/57950161/

ОНФ, круглый стол на киностудии "МОСФИЛЬМ": Вопрос приватизации российских киностудий должен решаться в соответствии с интересами общества, 14 апреля 2015 г., доклад И.Г. Даурова "Приватизация Ростовской киностудии - факты и последствия" - на заседании штаба ОНФ РФ, киностудия "Мосфильм": https://onf.ru/2015/04/14/v-onf-schitayut-chto-vopros-privatizacii-rossiyskih-kinostudiy-dolzhen-reshatsya-v/

Конец фильма. Ростов лишился здания бывшей Ростовской киностудии: http://rslovar.com/content/конец-фильма-ростов-лишился-здания-бывшей-киностудии

Государство продает Ростовскую киностудию: http://www.rosbalt.ru/federal/2011/10/27/905936.html


© Игорь Дауров, 2008-2021 год www.daurov-stereo.ru